Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос.
Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы:
1. Усвоение содержания текста.
Цель:
· научить понимать ситуацию в целом;
· установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;
· приучиться читать задачу;
· выделить структурные элементы;
· установить взаимосвязь между искомым и данными;
2. Поиск решения задач.
Цель:
· научить ученика задавать самому себе систему вопросов (от вопроса к условию, от условия к вопросу и др.), после ответа на которые он сможет найти решение;
·составить план решения;
3. Оформление решения.
Цель:
· записать решение так, чтобы оно было понятно читающему;
4. Проверка решения.
Цель:
· убедиться в правильности найденного решения.
5. Работа с решенной задачей.
Цель:
· организовать деятельность ученика так, чтобы он осознал свое продвижение от незнания к знанию;
Царева С.Е. опираясь на диссертацию Лебединцевой В.А., [31, с. 102] предлагает несколько другой подход к выделению этапов решения задачи:
1. Восприятие и осмысление задачи.
Цель:
· понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;
· выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.
2. Поиск плана решения.
Цель:
· составить план решения.
3. Выполнение плана решения.
Цель:
· найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи);
4. Проверка решения.
Цель:
· установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения;
5. Формировка ответа на вопросы задачи (выводы о выполнении требования).
Цель:
· дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи);
6. Исследование решения.
Цель:
· установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи;
Более в сокращенном виде видит этапы работы над задачей Бантова М.А. [2, с. 174]:
1. Ознакомление с содержанием задачи.
Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче;
2. Поиск решения задачи.
Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия.
3. Выполнение решения задачи.
Цель: записать решение.
4. Проверка решения задачи.
Цель: установить правильно оно или ошибочно.
Представленные выше различные подходы к выделению этапов работы над задачей имеют много общего. Во-первых, каждый этап решения есть сложное умственное действие, входящее в состав еще более сложного - решения задачи. Во-вторых, работа над задачей начинается и у Бантовой М.А., и у Туркиной В.М, и у Царевой С.Е., с прочтения, понимания задачи и выделения ее структурных элементов, т.к. именно невнимательно прочитанная задача, отсутствие анализа ее текста становятся причиной ошибок в процессе решения задач.
Поэтому при работе с задачей важно уделить как можно больше внимания 1 этапу решения задачи - усвоению содержания ее текста.
Главная цель ученика на 1 этапе - понять задачу. Методисты предлагают разные приемы работы на этом этапе. Бантова М.А., Царева С.Е. предлагают следующие приемы первичного анализа:
1. Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. (Можно предложить учащимся после чтения задачи нарисовать словесную картинку).
2. Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой для поиска решения. (Можно предложить учащимся определить, правильно ли выделены части и повторить текст задач по частям).
Новости образования:
Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...
Выбор методик преподаваний занятий
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы. В школе «Технология» – интегративная образовательная ...
Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление»
и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...