Этапы работы над задачей

Страница 1

Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос.

Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы:

1. Усвоение содержания текста.

Цель:

· научить понимать ситуацию в целом;

· установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;

· приучиться читать задачу;

· выделить структурные элементы;

· установить взаимосвязь между искомым и данными;

2. Поиск решения задач.

Цель:

· научить ученика задавать самому себе систему вопросов (от вопроса к условию, от условия к вопросу и др.), после ответа на которые он сможет найти решение;

·составить план решения;

3. Оформление решения.

Цель:

· записать решение так, чтобы оно было понятно читающему;

4. Проверка решения.

Цель:

· убедиться в правильности найденного решения.

5. Работа с решенной задачей.

Цель:

· организовать деятельность ученика так, чтобы он осознал свое продвижение от незнания к знанию;

Царева С.Е. опираясь на диссертацию Лебединцевой В.А., [31, с. 102] предлагает несколько другой подход к выделению этапов решения задачи:

1. Восприятие и осмысление задачи.

Цель:

· понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;

· выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.

2. Поиск плана решения.

Цель:

· составить план решения.

3. Выполнение плана решения.

Цель:

· найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи);

4. Проверка решения.

Цель:

· установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения;

5. Формировка ответа на вопросы задачи (выводы о выполнении требования).

Цель:

· дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи);

6. Исследование решения.

Цель:

· установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи;

Более в сокращенном виде видит этапы работы над задачей Бантова М.А. [2, с. 174]:

1. Ознакомление с содержанием задачи.

Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче;

2. Поиск решения задачи.

Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия.

3. Выполнение решения задачи.

Цель: записать решение.

4. Проверка решения задачи.

Цель: установить правильно оно или ошибочно.

Представленные выше различные подходы к выделению этапов работы над задачей имеют много общего. Во-первых, каждый этап решения есть сложное умственное действие, входящее в состав еще более сложного - решения задачи. Во-вторых, работа над задачей начинается и у Бантовой М.А., и у Туркиной В.М, и у Царевой С.Е., с прочтения, понимания задачи и выделения ее структурных элементов, т.к. именно невнимательно прочитанная задача, отсутствие анализа ее текста становятся причиной ошибок в процессе решения задач.

Поэтому при работе с задачей важно уделить как можно больше внимания 1 этапу решения задачи - усвоению содержания ее текста.

Главная цель ученика на 1 этапе - понять задачу. Методисты предлагают разные приемы работы на этом этапе. Бантова М.А., Царева С.Е. предлагают следующие приемы первичного анализа:

1. Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. (Можно предложить учащимся после чтения задачи нарисовать словесную картинку).

2. Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой для поиска решения. (Можно предложить учащимся определить, правильно ли выделены части и повторить текст задач по частям).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Система образования в разных странах
Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к челов ...

Особенности и возможности логоритмики
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопеди ...

Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru