Этапы работы над задачей

Страница 1

Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос.

Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы:

1. Усвоение содержания текста.

Цель:

· научить понимать ситуацию в целом;

· установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;

· приучиться читать задачу;

· выделить структурные элементы;

· установить взаимосвязь между искомым и данными;

2. Поиск решения задач.

Цель:

· научить ученика задавать самому себе систему вопросов (от вопроса к условию, от условия к вопросу и др.), после ответа на которые он сможет найти решение;

·составить план решения;

3. Оформление решения.

Цель:

· записать решение так, чтобы оно было понятно читающему;

4. Проверка решения.

Цель:

· убедиться в правильности найденного решения.

5. Работа с решенной задачей.

Цель:

· организовать деятельность ученика так, чтобы он осознал свое продвижение от незнания к знанию;

Царева С.Е. опираясь на диссертацию Лебединцевой В.А., [31, с. 102] предлагает несколько другой подход к выделению этапов решения задачи:

1. Восприятие и осмысление задачи.

Цель:

· понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова, словосочетания, предложения;

· выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.

2. Поиск плана решения.

Цель:

· составить план решения.

3. Выполнение плана решения.

Цель:

· найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи);

4. Проверка решения.

Цель:

· установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения;

5. Формировка ответа на вопросы задачи (выводы о выполнении требования).

Цель:

· дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи);

6. Исследование решения.

Цель:

· установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи;

Более в сокращенном виде видит этапы работы над задачей Бантова М.А. [2, с. 174]:

1. Ознакомление с содержанием задачи.

Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче;

2. Поиск решения задачи.

Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия.

3. Выполнение решения задачи.

Цель: записать решение.

4. Проверка решения задачи.

Цель: установить правильно оно или ошибочно.

Представленные выше различные подходы к выделению этапов работы над задачей имеют много общего. Во-первых, каждый этап решения есть сложное умственное действие, входящее в состав еще более сложного - решения задачи. Во-вторых, работа над задачей начинается и у Бантовой М.А., и у Туркиной В.М, и у Царевой С.Е., с прочтения, понимания задачи и выделения ее структурных элементов, т.к. именно невнимательно прочитанная задача, отсутствие анализа ее текста становятся причиной ошибок в процессе решения задач.

Поэтому при работе с задачей важно уделить как можно больше внимания 1 этапу решения задачи - усвоению содержания ее текста.

Главная цель ученика на 1 этапе - понять задачу. Методисты предлагают разные приемы работы на этом этапе. Бантова М.А., Царева С.Е. предлагают следующие приемы первичного анализа:

1. Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. (Можно предложить учащимся после чтения задачи нарисовать словесную картинку).

2. Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой для поиска решения. (Можно предложить учащимся определить, правильно ли выделены части и повторить текст задач по частям).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика
Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развива ...

Анализ литературы по теме «Обучение школьников решению логических задач»
Изучение раздела Логика в курсе информатики для информационно-технологического профиля является одним из основополагающих, так как он неразрывно связан с такими разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных. Однако этот раздел - один из сложнейших в курс ...

Неделя иностранного языка как организационная форма внеклассной воспитательной работы
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализаци ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru