Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников » Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества

Страница 1

В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать.

Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутненный взгляд на мир, художественный вкус и умение сохранить красоту искусства, неповторимость природы. [5, с.14]

С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. [5, с.15]

Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен. [7, с.33]

Известный исследователь детского дизайна Пантелеев Г. Н., дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». [6, с.16]

Ярыгина А. в статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение данного понятия - «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом». [9, с.35]

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

дизайн интерьера

дизайн одежды

дизайн книги

ландшафтный дизайн

предметный дизайн

выставочный дизайн

Web-дизайн.

Из выше перечисленного следует, что в настоящее время дизайн – деятельность является актуальной, так как она нова и мало изучена, при этом она может развиваться во всех сферах деятельности людей. В сфере изобразительно - пространственных искусств дизайн не имеет определенных границ: он постоянно расширяет и укрепляет свои позиции. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки. [5, с.16]

Далее в нашей работе мы переходим к определению понятия «дизайнерского мышления», так как мышление включено в процесс создания нового.

Дизайнерское мышление – это, прежде всего вид творческого мышления.

Что же такое творческое мышление?

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связано с доминированием в нем 4-х особенностей: [10]

Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Понятие об игре
Игра — наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву ...

Упрямство
каприз воспитание детский упрямство Упрямство – это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я – основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что ...

Организация образовательной среды в дошкольном учреждении
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является н ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru