Выгоды России от участия в Болонском процессе

Страница 1

Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: национальном, вузовском и индивидуальном.

Прежде всего, хотелось бы сказать, о политических аспектах присоединения России к европейскому пространству высшего образования. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование представляет собой важный политический ресурс.

К сожалению, в Европе Россия до сих пор воспринимается в свете советского союза. Многие европейцы по-прежнему относятся к России настороженно, не воспринимая ее как стабильного и надежного партнера. Полноценное вхождение России в Болонский процесс может способствовать изменению в лучшую сторону ее восприятия европейцами. Участие России в Болонском процессе будет способствовать искоренению в умах европейцев складывавшегося долгими десятилетиями "образа врага". Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение.

Как полноценный член Болонского процесса Россия сможет в свою очередь активнее влиять и на высшее образование в Европе: голос более чем тысячи российских вузов не может не быть услышанным при принятии образовательных решений.

Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры — значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования.

Экономические выгоды России от вступления в Болонский процесс менее заметны, однако необходимо перечислить основные из них.

В соответствии с задачей, поставленной в Берлинском коммюнике, Россия вместе с "Болонскими" партнерами будет стремиться сделать европейскую экономику "наиболее конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях, экономикой в мире". В результате в европейских странах, в том числе и в России, можно ожидать создания большего числа рабочих мест, причем лучшего качества.

Такая система в силу своей гибкости окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на новую образовательную систему изменится в результате и сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники.

Обучаясь в европейских вузах по экономическим специальностям, российские студенты приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов.

Студенты из Европы и других стран мира, приезжающие в Россию, даже если само обучение непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с Болонскими рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства (по аналогии с туризмом), которые используют на оплату проживания, на питание, досуг.

Ниже хотелось бы сказать о том, что выигрывает от Болонского процесса российский вуз.

Нет сомнений, что престиж вуза, гарантированно направляющего своих студентов учиться в европейский вуз-партнёр на семестр или учебный год вырастет; увеличится его привлекательность для абитуриентов. Направляя своих преподавателей в зарубежные вузы для преподавания модулей на семестр или учебный год, вуз получит возможность осуществлять реальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Заметно увеличатся масштабы, и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Знание же иностранных языков откроет для студентов и преподавателей широкий доступ к оригинальным, не переводным зарубежным публикациям — не только профессиональным, что, разумеется, крайне важно, но и к публицистике и художественной литературе.

Повысится конкуренция преподавателей за право читать лекции за рубежом по программам мобильности; это вызовет подъём научной активности на кафедрах. По примеру европейских вузов можно ожидать повышения статуса российского вузовского преподавателя, профессора, общей привлекательности преподавательского труда.

Поскольку вуз в силу ограниченности материальных ресурсов вуз сможет поддерживать программы мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется дополнительное средство стимулирования учёбы студентов — только лучшие получат возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками. Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, станут играть ещё более существенную роль.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...

Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой д ...

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru