Виды текстовой информации

В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации:

· содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипотезах, различные предположения, возможные решения вопросов;

· содержательно-концептуальная – сообщает индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, понимание их причинно-следственных связей их значимости в политической, экономической жизни народа;

· содержательно-подтекстовая – скрытая информация, извлекаемая путем приращивания смысла.

Известны и три типа понимания текста:

· семантизирующее, направленное на декодирование единиц текста;

· когнитивное, связанное с освоением содержания;

· распредмечивающее, направленное на понимание смысла, скрытого в структуре самого текста, его поэтике, ибо художественный текст не содержит прямых номинаций.

Для общего восприятия любого текста и его понимания в целом существует определенный механизм.

Правило №1

При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы:

· Кто действует? Что делает?

· Кто или что описывается?

· Где и когда происходят действия?

· Каким образом происходят действия?

и другие (расширяем с каждым годом обучения)

Правило №2

При повторном чтении обращай внимание на детали:

· Выдели детали в тексте.

· Подумай, как они связаны с фактами, которые отмечены при первом чтении.

· Соедини все полученные выводы и определи главную мысль текста.

(Можно изображать связи графически: стрелками, одним цветом, соединить в фигуры)

Возможные задания при работе с текстами

Задания в прогнозировании идей текста на основе позиций текста.

Задание на выделение главного связаны с ключевыми словами и фразами, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста. Определить их - необходимая основа для понимания учебного материала. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов. Поиск собственных ответов на вопросы, заданные самому себе в ходе работы с текстом, последующее их сравнение с реальным содержанием текста вырабатывают навыки и умение самостоятельно анализировать, обобщать, выделять главное.

Понимание главного может произойти как результат логических рассуждений либо одномоментно, как озарение.

Однако в процессе размышлений человек использует некоторые приемы для выделения главной мысли:

· очень краткая формулировка сути текста или его отрывка;

· анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где поясняющие ее примеры;

· отбрасывание ненужной в данном случае информации.

Такое творческое чтение учебника, книги приводит к рождению новых идей, к выявлению неточностей или ошибок в прежних знаниях, а главное, к самосовершенствованию. Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль великий чешский педагог Я.А. Коменский считал основой интеллектуальной культуры человека.

Информационно-детализирующие задания позволяют определить второстепенную информацию, уточнить тему текста, определить причинно-следственные связи, обобщить содержание текста в виде пунктов плана, заполнить схему смысловой структуры текста, реорганизовать информацию текста.

Интегрированные задания позволяют определить фактульную, концептуальную и подтекстовую информацию; определить своё отношение к разного рода текстовой информации; определить пропущенные логические звенья единиц разного текстового уровня; интерпретировать и аргументировать информацию разных текстовых единиц;

Новости образования:

Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...

Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе
Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисован ...

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru