В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации:
· содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипотезах, различные предположения, возможные решения вопросов;
· содержательно-концептуальная – сообщает индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, понимание их причинно-следственных связей их значимости в политической, экономической жизни народа;
· содержательно-подтекстовая – скрытая информация, извлекаемая путем приращивания смысла.
Известны и три типа понимания текста:
· семантизирующее, направленное на декодирование единиц текста;
· когнитивное, связанное с освоением содержания;
· распредмечивающее, направленное на понимание смысла, скрытого в структуре самого текста, его поэтике, ибо художественный текст не содержит прямых номинаций.
Для общего восприятия любого текста и его понимания в целом существует определенный механизм.
Правило №1
При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы:
· Кто действует? Что делает?
· Кто или что описывается?
· Где и когда происходят действия?
· Каким образом происходят действия?
и другие (расширяем с каждым годом обучения)
Правило №2
При повторном чтении обращай внимание на детали:
· Выдели детали в тексте.
· Подумай, как они связаны с фактами, которые отмечены при первом чтении.
· Соедини все полученные выводы и определи главную мысль текста.
(Можно изображать связи графически: стрелками, одним цветом, соединить в фигуры)
Возможные задания при работе с текстами
Задания в прогнозировании идей текста на основе позиций текста.
Задание на выделение главного связаны с ключевыми словами и фразами, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста. Определить их - необходимая основа для понимания учебного материала. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов. Поиск собственных ответов на вопросы, заданные самому себе в ходе работы с текстом, последующее их сравнение с реальным содержанием текста вырабатывают навыки и умение самостоятельно анализировать, обобщать, выделять главное.
Понимание главного может произойти как результат логических рассуждений либо одномоментно, как озарение.
Однако в процессе размышлений человек использует некоторые приемы для выделения главной мысли:
· очень краткая формулировка сути текста или его отрывка;
· анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где поясняющие ее примеры;
· отбрасывание ненужной в данном случае информации.
Такое творческое чтение учебника, книги приводит к рождению новых идей, к выявлению неточностей или ошибок в прежних знаниях, а главное, к самосовершенствованию. Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль великий чешский педагог Я.А. Коменский считал основой интеллектуальной культуры человека.
Информационно-детализирующие задания позволяют определить второстепенную информацию, уточнить тему текста, определить причинно-следственные связи, обобщить содержание текста в виде пунктов плана, заполнить схему смысловой структуры текста, реорганизовать информацию текста.
Интегрированные задания позволяют определить фактульную, концептуальную и подтекстовую информацию; определить своё отношение к разного рода текстовой информации; определить пропущенные логические звенья единиц разного текстового уровня; интерпретировать и аргументировать информацию разных текстовых единиц;
Новости образования:
Цель и задачи опытно-практической работы по формированию диалогических
умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
В основу нашей опытно-практической части выпускной квалификационной работы легла система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка и во внеурочное время, описана в теоретической части. Цель опытно-практической работы разработать и а ...
Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское
образовательное пространство
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом ры ...
Эмпирические методы
Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22]. Анкетирование – также один из наиболее распространенных ...