Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения

Страница 1

В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламских группировок, породили ненависть в сердцах людей к мусульманскому миру.

Поиск решения проблемы формирования культуры межнационального общения приводит к необходимости исследовать исторический опыт формирования культуры межнационального общения.

А.Р. Исаев пришел к выводу о том, что культура межнационального общения осмысливалась сообразно потребностям развивающихся контактов и взаимоотношений между народами и философско-мировоззренческих позиций той или иной эпохи, конкретного автора [17].

В.Н. Татишев выступал за сближение русского народа с другими народами России и считал, что оно лучше всего происходит через школу [17].

СП. Крашенинников, И.Е. Вениаминов и другие передовые представители офицерства, науки считали необходимым обеспечить дружеское отношение туземцев к русским с помощью уважительного отношения, познанием их нравов и обычаев. У Павла I относительно кавказских дел зрела идея «составления из благожелательных России владельцев федеративного государства, зависящего от нас, яко от верховного государя их и покровителя который, тем менее тягостен будет, поскольку мы ни в образ правления их вмешиваться не будем, ниже от них дани или иные повинности, кроме верности единой к нам требовать не намерены» [17] .

Д.А. Милютин в период либеральных реформ 60-70-х годов XIX в. рекомендовал проводить на Кавказе гибкую политику, чтобы «горцы терпеливо несли иго русского владычества», чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев и образа жизни [17].

Наместник Кавказа М.И. Воронцов-Дашков в своих докладах императору Николаю II дал много советов по управлению этим регионом и, в частности, по вопросам национальной политики. В 1907 году он заявил: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам местного населения, разнообразного по вероисповеданию, религиозным воззрениям и преданиям, по племенному составу и политическому прошлому» [17].

Н.Н. Карамзин писал: «Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами» [19].

П.Я. Чаадаев выступал противником национальной замкнутости и чрезмерно охранительного отношения к своей самобытности [59].

Н.А. Бердяев считал, что всякое бытие индивидуально. Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества. Культура никогда не была и не будет отвлеченно - человеческая, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная [3].

Н.Я. Данилевский отмечал, что плодотворным общение может быть только при свободном отношении народа одного типа к результатам деятельности другого, когда первый охраняет свое политическое и общественное устройство, свой быт и нравы, религиозные верования, склад мыслей и чувств [17].

О.В. Ключевский считает общение двух народов, двух культур взаимополезным только тогда, когда воспринимаемое органично вплетается в историческую ткань воспринимающего социального организма [20].

Идеи межнациональной гармонии находят отражение в работах К.Д. Ушинского, писавшего о любви ненца к родной тундре, о песне камчадала про медведя, трудной судьбе хантов и манси, об энергичном и предприимчивом коми . Никто не забыт - Россия огромна, но едина - эта мысль сквозная в творчестве Ушинского [55].

Написанные Л.Н. Толстым книги при жизни автора переводились на национальные языки и становились учебниками родного языка. Его сказки и рассказы записывались как произведения фольклора марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, других народов [56].

Проблемы гармонизации межнационального общения и отношений находились в центре внимания педагогов послеоктябрьского периода отечественной истории. В.А.Вартанян считал, что путь к интернациональной культуре лежит через изживание национальных культур.

Н.К.Крупская в работе «К вопросу о национальной культуре» выдвинула тезисы о воспитании культуры межнациональных отношений. Для этого должны быть разные образовательные программы для разных народов [29].

Подобные предложения содержатся в публикациях П.П. Блонского, А.В. Луначарского, СТ. Шацкого, что стало начальным этапом формирования культуры межнационального взаимодействия.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Опытно - экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках в начальном звене школы
После изучения научной и методической литературы по нашей теме, мы проведем эксперимент и узнаем, способствует ли использование дидактических игр на уроках в начальном звене школы повышению интереса к учебе школьников. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ СОШ №7 города Костромы. Шк ...

Взаимосвязь воображения и эмоций
Воображение и эмоции - неразрывно связанные между собой психические процессы. Эмоции - аккумулятор энергии, которая необходима для нормального протекания всех психических процессов, в том числе и воображения. Эмоции предают процессам воображения динамизм. Эмоция обладает, таким образом, как бы спос ...

Методы и приёмы работы с учебником по географии
При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие: - знакомство с учебником; - обучение приемам работы с ним; - этапность в обучении приемам работы; - обучение прием ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru