Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения

Страница 1

В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламских группировок, породили ненависть в сердцах людей к мусульманскому миру.

Поиск решения проблемы формирования культуры межнационального общения приводит к необходимости исследовать исторический опыт формирования культуры межнационального общения.

А.Р. Исаев пришел к выводу о том, что культура межнационального общения осмысливалась сообразно потребностям развивающихся контактов и взаимоотношений между народами и философско-мировоззренческих позиций той или иной эпохи, конкретного автора [17].

В.Н. Татишев выступал за сближение русского народа с другими народами России и считал, что оно лучше всего происходит через школу [17].

СП. Крашенинников, И.Е. Вениаминов и другие передовые представители офицерства, науки считали необходимым обеспечить дружеское отношение туземцев к русским с помощью уважительного отношения, познанием их нравов и обычаев. У Павла I относительно кавказских дел зрела идея «составления из благожелательных России владельцев федеративного государства, зависящего от нас, яко от верховного государя их и покровителя который, тем менее тягостен будет, поскольку мы ни в образ правления их вмешиваться не будем, ниже от них дани или иные повинности, кроме верности единой к нам требовать не намерены» [17] .

Д.А. Милютин в период либеральных реформ 60-70-х годов XIX в. рекомендовал проводить на Кавказе гибкую политику, чтобы «горцы терпеливо несли иго русского владычества», чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев и образа жизни [17].

Наместник Кавказа М.И. Воронцов-Дашков в своих докладах императору Николаю II дал много советов по управлению этим регионом и, в частности, по вопросам национальной политики. В 1907 году он заявил: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам местного населения, разнообразного по вероисповеданию, религиозным воззрениям и преданиям, по племенному составу и политическому прошлому» [17].

Н.Н. Карамзин писал: «Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами» [19].

П.Я. Чаадаев выступал противником национальной замкнутости и чрезмерно охранительного отношения к своей самобытности [59].

Н.А. Бердяев считал, что всякое бытие индивидуально. Национальность есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества. Культура никогда не была и не будет отвлеченно - человеческая, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная [3].

Н.Я. Данилевский отмечал, что плодотворным общение может быть только при свободном отношении народа одного типа к результатам деятельности другого, когда первый охраняет свое политическое и общественное устройство, свой быт и нравы, религиозные верования, склад мыслей и чувств [17].

О.В. Ключевский считает общение двух народов, двух культур взаимополезным только тогда, когда воспринимаемое органично вплетается в историческую ткань воспринимающего социального организма [20].

Идеи межнациональной гармонии находят отражение в работах К.Д. Ушинского, писавшего о любви ненца к родной тундре, о песне камчадала про медведя, трудной судьбе хантов и манси, об энергичном и предприимчивом коми . Никто не забыт - Россия огромна, но едина - эта мысль сквозная в творчестве Ушинского [55].

Написанные Л.Н. Толстым книги при жизни автора переводились на национальные языки и становились учебниками родного языка. Его сказки и рассказы записывались как произведения фольклора марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, других народов [56].

Проблемы гармонизации межнационального общения и отношений находились в центре внимания педагогов послеоктябрьского периода отечественной истории. В.А.Вартанян считал, что путь к интернациональной культуре лежит через изживание национальных культур.

Н.К.Крупская в работе «К вопросу о национальной культуре» выдвинула тезисы о воспитании культуры межнациональных отношений. Для этого должны быть разные образовательные программы для разных народов [29].

Подобные предложения содержатся в публикациях П.П. Блонского, А.В. Луначарского, СТ. Шацкого, что стало начальным этапом формирования культуры межнационального взаимодействия.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Формирование воображения, как одно из условий формирования культуры общения
Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. ...

Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный педагог оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить о ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru