Эстетика детской жизни

Страница 1

Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов и учащихся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

Исследования уровня эстетической культуры у школьников позволяют сделать некоторые выводы об эстетической отзывчивости, кругозоре, вкусах, способностях учащихся. Современный школьник может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляется героическое, возвышенное, он откликается на комическое, смешное. В меньшей мере ему доступно чувство трагического, драматического. Как показывают исследования, с годами в старших классах эмоциональная активность школьников заметно снижается, уступая место интеллектуальному освоению эстетического.

Большинство подростков и старшеклассников обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров, однако их осведомленность в различных видах искусства неодинакова. Так, в области литературы, театра, кино познания их значительно шире, чем в области серьезной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. В эстетическом кругозоре современного школьника почти отсутствуют теоретические знания о законах эстетики и художественного творчества, о критериях красоты в искусстве и действительности.

Направленность и характер эстетического отношения детей к действительности изменяются с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; подростки стремятся удовлетворить потребность в прекрасном главным образом за счет искусства, а старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего облика человека. Если детей и подростков привлекает в художественных произведениях событийная сторона, то старшеклассники ищут в искусстве ответа на волнующие нравственно-эстетические проблемы, их восприятие литературы, музыки, живописи носит более личностный, индивидуальный характер, сопряжено с раздумьями и самооценкой.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Типы и структуры уроков
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики? Проблема эта оч ...

Виды текстовой информации
В процессе чтения как «выявления смыслов» возникают объективные трудности, которые порождены спецификой самого текста и тем, каким типом понимания обладает читатель. В тексте, по словам И.Р. Гальперина, содержится три вида информации: · содержательно-фактульная – сообщения о фактах, событиях, гипот ...

Требования к заданиям для младшего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
Содержательная линия "Моделирование и формализация" - это одна из перспективных, динамично развивающихся и важнейших содержательно-методических линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как именно она позволяет осознанно выделять в ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru