Педагогические средства формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Педагогические средства формирования культуры межнационального общения

Страница 1

Формирование качеств личности, как утверждает B.C. Селиванов, происходит в результате духовной деятельности, эмоционального восприятия, переработки в сознании и формирования выводов для себя, а не прямого воздействия материальных предметов на органы чувств [47].

Формирование личности представляет собой изменение психологической динамической функциональной структуры, но главным образом ее содержания под влиянием внешних воздействий. Формирование личности имеет несколько видов, каждый из которых специфичен для определенного ее иерархического уровня: тренировка, упражнение, обучение и воспитание.

Различают стихийное и целенаправленное формирование личности [42]. Качества личности формируют с помощью специальных средств воспитания и обучения. Средство в философской энциклопедии определяется как центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности.

При рассмотрении проблем формирования культуры межнационального общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.); как формальные объединения - класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства); как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.

Процесс воспитания культуры межнационального общения будет эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка [15].

Предпосылки к формированию культуры межнационального общения обнаруживаются с конца 17 века (правление Петра I). В начале прошлого века классики педагогики искали и находили средства по воспитанию детей разных национальностей в дружбе, взаимовыручке и уважении друг к другу.

Вопросы формирования культуры межнационального общения у подрастающего поколения в педагогическом наследии А.С. Макаренко исследовал В.Ф. Фарфоровский [55]. Формирование культуры межнационального общения А.С. Макаренко видел в уважении к трудящимся всех наций и народностей.

Одной из форм патриотического и интернационального воспитания, прочно вошедших в практику детских учреждений, возглавляемых А.С. Макаренко, были проводимые ежегодно походы и экскурсии по республикам и областям нашей многонациональной страны, из которых воспитанники выносили глубокие впечатления и обогащенные чувства дружбы народов и любви к Родине.

В трудах В.А. Сухомлинского нет такого термина, как культура межнационального общения. Вместе с тем он раскрыл основополагающие компоненты, составляющие содержание работы школы по воспитанию учащихся в духе дружбы народов [52].

В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что воспитание детей в духе дружбы народов надо начинать задолго до школы. Важную роль в этом процессе он отводил семье. Именно в семье, подчеркивал он, закладываются первоосновы формирования интернациональных чувств.

В формировании культуры межнационального общения В. Л. Сухомлинский выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого — пробуждение чувств [52]. Формами этой работы в Павлышской школе были рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг об исторических корнях дружбы народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.

В Павлышской школе вся работа в этом направлении строилась в системе, при которой школьники понимали историческую сущность и преобразующее значение дружбы народов, место и роль интернациональных связей.

Особо важную роль в практическом решении национального вопроса в нашей стране отмечал советский педагог B.C. Заслуженюк, уделявший внимание повышению эффективности воспитания с целью достижения соответствия уровня воспитанности школьников в духе принципов дружбы народов СССР требованиям общества [14].

Особое внимание уделяется психологическому аспекту - формированию у школьников мотивов потребностей, интересов, чувств и убеждений, выраженных в сфере отношений и деятельности.

Этот подход дает возможность:

- логично и последовательно переходить к прогностическому аспекту рассмотрения объектов воспитания;

- видеть уровни воспитанности, сформированные у школьников на основе реализации комплексного подхода (усвоение системы знаний о дружбе народов в процессе обучения внеклассной и внешкольной работы, участие в трудовой, общественно полезной деятельности, организуемой школой, внешкольными учреждениями, совместно с семьей, общественностью).

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Попытки доказательства V постулата Евклида
параллельный геометрия учащийся треугольник Первые 28 предложений «Начал» не опираются на V постулат, возможно Евклид старался отодвинуть применение этого постулата до тех пор, пока использование его не станет настоятельно необходимым. Попытки доказать пятый постулат продолжались с тех пор в течени ...

Сопоставительно-критический обзор методов обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Понятие о технологии. Основные характеристики педагогических технологий
В современной психолого-педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с достижениями научно- технического прогресса и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». В науке появилось специальное направление – технологическое. Это направление зародилос ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru