Слово и образ в процессе воображения

Страница 1

Структурными единицами процесса воображения и речи является слово и образ. На основе работ Л.С. Выготского, Рибо, Е.А Лустина выдвигает свои гипотезы и разработки о слове и образе в процессе воображения.

Само воображение как единый преобразовательный процесс в зависимости от условий и цели фантазирования может объектироваться в образных и вербальных формах. Развитие вербальных образных проявлений фантазий должно обеспечиваться сходными механизмами преобразования. Участие этих механизмов зависит не только от целей преобразования, но и от тех перцептивных или вербальных элементов, которые конкретно преобразуются.

«В условиях сформированности образных и вербальных компонентов воображения, - пишет Е.А. Лустина, - наблюдаются индивидуальные различия. Уровень развитости воображения тем выше, чем лучше сформированы вербальные потенции в его структуре. Мышление, воображение и речь - элементы творчества, т. к. в самом мышлении заложена предпосылка к фантазии и преднамеренная фантазия не может осуществляться без мышления» [28, С. 14].

Оперирование вербальным материалом может вести к образованию фантастических структур, сходных с объектами мышления. Обильное разнообразие между свойствами образного и вербального фантазирования свидетельствуют об очень высокой индивидуализированности факторами как психического процесса в сравнении с другими отражательными функциями. Эта индивидуализированность наблюдается в сопоставлении образов памяти, мышления и воображения. Многообразие вариантных соотношений между признаками проявлений образного и вербального воображения, носит взаимодополняющий характер, чем достигается повышение уровня воображения, т. е. как единого процесса преобразующего отражения.

Компенсаторная зависимость между вербальными и образными проявлениями фантазии, обнаруживается при низком уровне сформированности образного воображения и компенсируются более высокой развитостью вербального и наоборот. Различие сформированности образных вербальных преобразовательных потенций не анализируется с представлениями об их психической обособленности, т. к. это ведет к изоляции фантазирования от знаково-символической и, прежде всего, речевой деятельности.

«Образное и вербальное фантазирование в своем начале и развитии неотделимо от речевых перекомбинаций и речевого контроля, благодаря чему ребенку удается получать отражательный результат, отличный от его жизненного опыта. Без речевого участия этого сделать нельзя, - пишет Е.А. Лустина, - что подтверждается фактами прямых корреляций между речевыми аномалиями и нарушениями фантазии. В случаях резкого нарушения вербальной сферы деятельности воображение субъекта, страдающим этим дефектом, падает до нуля. Общее речевое начало фантазирования в зависимости от заданных условий может завершиться образной или вербальной объективацией» [28, С. 26].

Поэтому оказывается возможным переведением результатов вербального фантазирования в образный вид или передача образной композиции в словесном описании. Так происходит при наличии связей между словом и образом.

Воображение - единый процесс перекомбинирования перцептивного и вербального опыта. Высокий уровень его сформированности зависит от соответствующей развитости его вербальной потенции.

В своих исследованиях И.А. Зачесова говорит о том, что «процесс воображения - создание нового образа путем замыкания новых связей между следами прежних восприятий. Образы возникают у человека при участии 2-й сигнальной системы, так как слово тесно связано с представлением и может его вызывать. Пусковым механизмом для возникновения в сознании ребенка чаще всего является словесный сигнал. Сложный образ как бы дополняется и улучшается благодаря участию в его формировании 2-й сигнальной системы которая опирается на 1-ю сигнальную систему и постоянно взаимодействуя с ней, помогает совершенствованию образа. Когда ребенку удается рассказать о представляемом тут слове, новые мысли ребенка вызывают актуализацию новых следов в коре мозга» [20, С. 19].

Оперирование образом непрерывно связано с речью. Сам процесс работы над образом направляется и уточняется словом. При постройке образа происходит его планирование. Воображение питается ощущениями, которые, благодаря способности запоминания становятся постоянно доступными для их использования в процессе оживления или создания новых образов.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь процессов и видов деятельности ребенка. Воображение складывается из двух основных процессов: восприятия (реально) и представления (представляется образно).

Качество зрительных образов зависит от длительности запоминания. Образ может быть изменен при помощи произвольного представления. Когда понятия начинают занимать место прежних образов, то происходит развитие речи, что и наблюдается у детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Общая структура системы образования РФ
Образование (в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании») – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обр ...

Методическая разнообразие проблемных заданий
Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию: 1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, ...

Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, спо­собности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru