Слово и образ в процессе воображения

Страница 1

Структурными единицами процесса воображения и речи является слово и образ. На основе работ Л.С. Выготского, Рибо, Е.А Лустина выдвигает свои гипотезы и разработки о слове и образе в процессе воображения.

Само воображение как единый преобразовательный процесс в зависимости от условий и цели фантазирования может объектироваться в образных и вербальных формах. Развитие вербальных образных проявлений фантазий должно обеспечиваться сходными механизмами преобразования. Участие этих механизмов зависит не только от целей преобразования, но и от тех перцептивных или вербальных элементов, которые конкретно преобразуются.

«В условиях сформированности образных и вербальных компонентов воображения, - пишет Е.А. Лустина, - наблюдаются индивидуальные различия. Уровень развитости воображения тем выше, чем лучше сформированы вербальные потенции в его структуре. Мышление, воображение и речь - элементы творчества, т. к. в самом мышлении заложена предпосылка к фантазии и преднамеренная фантазия не может осуществляться без мышления» [28, С. 14].

Оперирование вербальным материалом может вести к образованию фантастических структур, сходных с объектами мышления. Обильное разнообразие между свойствами образного и вербального фантазирования свидетельствуют об очень высокой индивидуализированности факторами как психического процесса в сравнении с другими отражательными функциями. Эта индивидуализированность наблюдается в сопоставлении образов памяти, мышления и воображения. Многообразие вариантных соотношений между признаками проявлений образного и вербального воображения, носит взаимодополняющий характер, чем достигается повышение уровня воображения, т. е. как единого процесса преобразующего отражения.

Компенсаторная зависимость между вербальными и образными проявлениями фантазии, обнаруживается при низком уровне сформированности образного воображения и компенсируются более высокой развитостью вербального и наоборот. Различие сформированности образных вербальных преобразовательных потенций не анализируется с представлениями об их психической обособленности, т. к. это ведет к изоляции фантазирования от знаково-символической и, прежде всего, речевой деятельности.

«Образное и вербальное фантазирование в своем начале и развитии неотделимо от речевых перекомбинаций и речевого контроля, благодаря чему ребенку удается получать отражательный результат, отличный от его жизненного опыта. Без речевого участия этого сделать нельзя, - пишет Е.А. Лустина, - что подтверждается фактами прямых корреляций между речевыми аномалиями и нарушениями фантазии. В случаях резкого нарушения вербальной сферы деятельности воображение субъекта, страдающим этим дефектом, падает до нуля. Общее речевое начало фантазирования в зависимости от заданных условий может завершиться образной или вербальной объективацией» [28, С. 26].

Поэтому оказывается возможным переведением результатов вербального фантазирования в образный вид или передача образной композиции в словесном описании. Так происходит при наличии связей между словом и образом.

Воображение - единый процесс перекомбинирования перцептивного и вербального опыта. Высокий уровень его сформированности зависит от соответствующей развитости его вербальной потенции.

В своих исследованиях И.А. Зачесова говорит о том, что «процесс воображения - создание нового образа путем замыкания новых связей между следами прежних восприятий. Образы возникают у человека при участии 2-й сигнальной системы, так как слово тесно связано с представлением и может его вызывать. Пусковым механизмом для возникновения в сознании ребенка чаще всего является словесный сигнал. Сложный образ как бы дополняется и улучшается благодаря участию в его формировании 2-й сигнальной системы которая опирается на 1-ю сигнальную систему и постоянно взаимодействуя с ней, помогает совершенствованию образа. Когда ребенку удается рассказать о представляемом тут слове, новые мысли ребенка вызывают актуализацию новых следов в коре мозга» [20, С. 19].

Оперирование образом непрерывно связано с речью. Сам процесс работы над образом направляется и уточняется словом. При постройке образа происходит его планирование. Воображение питается ощущениями, которые, благодаря способности запоминания становятся постоянно доступными для их использования в процессе оживления или создания новых образов.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь процессов и видов деятельности ребенка. Воображение складывается из двух основных процессов: восприятия (реально) и представления (представляется образно).

Качество зрительных образов зависит от длительности запоминания. Образ может быть изменен при помощи произвольного представления. Когда понятия начинают занимать место прежних образов, то происходит развитие речи, что и наблюдается у детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Письмо с "секретом" как новый подход к формированию графических навыков
Выделим основные стержневые линии: 1. Снятие психологической перегрузки учащихся, связанной с овладением ими графическими навыками и каллиграфическим письмом, включение детей с самого первого шага обучения письму в ситуацию привычной для них деятельности воображения, фантазии, которая связана у дет ...

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Обще ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru