Рекомендации для родителей

Баловать или наказывать?

С этой проблемой рано или поздно сталкиваются все родители, и неправильное ее решение может привести к очень серьезным последствиям – как для них самих, так для самих, так и для ребенка.

Маленький человек еще не имеет жизненного опыта, позволяющего взрослым действовать именно так, а не иначе и предохраняющего их от всевозможных ошибок. Он не знает, что делать можно, а что нельзя, какие поступки принесут пользу, а какие - вред. Чтобы получить адекватное представление об окружающем мире, ребенок должен испытать все на себе. Именно поэтому дети часто совершают поступки, с нашей стороны, вредные и опасные. Мы, взрослые, почему-то полагаем, что инстинкт самосохранения развит у ребенка в недостаточной степени, а потому считаем своим долгом охранять неразумное дитя от враждебного мира. Эту ответственную миссию мы выполняем с помощью запретов и наказаний.

У некоторых родителей стремление говорить детям «нет», «нельзя», «запрещено» становится привычкой, от которой бывает очень трудно избавиться. Каждое желание ребенка встречается категорический отказ, а в случае непослушания – наказание. «Не выходи из дома», «Нельзя играть с другими детьми», «Не ешь конфеты», «Не лезь в лужу» - вот далеко не полный перечень отказов, с которыми сталкивается малыш. Вся проблема в том, что у взрослых слишком мало времени для того, чтобы вникать в каждую просьбу ребенка и просчитывать возможные последствия своего согласия. Куда как проще сразу, не задумываясь, сказать «нет». А если малыш ослушается, всегда можно его отшлепать – и вреда никакого, и польза очевидна: в воспитательной роли хорошей порки сомневаться не приходиться.

Но почему – то мы не считаем нужным подумать о том, к чему могут привести бесконечные наказания и запреты. Что вырастает из детей, с малых лет столкнувшихся с непониманием и равнодушием самых близких людей? Либо такие же бессердечные эгоисты, либо робкие, забитые создания, абсолютно неспособные постоять за себя.

Запреты, ограничения и угрозы телесного наказания ущемляют свободу ребенка, подавляют его стремление к независимости. Между тем желание самоутвердиться – едва ли не самая главная потребность подрастающего малыша. Если же кто-то пытается разрушить это чувство, вполне естественно, что он сталкивается с враждебностью Причем направлена эта враждебность в первую очередь на тех, кто запрещает, то есть на родителей. И неважно, с какой целью были установлены ограничения. ребенок пока еще не в состоянии понять, что вы наказываете его, на самом деле желая добра.

Вполне закономерно, что ожесточенный протест ребенка вызывает ответную реакции раздражения у взрослых Получая вместо благодарности за оказанную милость чувство обиды и гнева, родители в свою очередь приходят в ярость. В результате они начинают устанавливать запреты уже не в воспитательных, а карательных целях, причем даже тогда, когда в этом нет необходимости, и все чаще наказывают малыша совершенно несправедливо. В итоге утрачивается доверие, страдает психика и нервная система ребенка.

Существует и другая крайность. Некоторые родители склонны баловать детей, прощать им все шалости, удовлетворять все прихоти и капризы. К чему может привести подобный стиль «воспитания»? Любой педагог и психолог, не задумываясь, ответит: «К запущенности и безнравственности».

В некоторых случаях запреты и наказания необходимы. Однако к установлению ограничения нужно подходить с большой осторожностью. Во-первых, запреты и наказания должны соответствовать возрасту, эмоциональному состоянию ребенка, обстоятельствам. Во-вторых, ребенок всегда должен понимать, чего именно от него хотят. Если вы просто говорите ему «нельзя» и при этом не объясняете причин своего отказа, не удивляйтесь что малыш не желает слушаться. Наказания допустимы только тогда, когда без них действительно нельзя обойтись. Но не перегибайте палку и не превращайтесь в семейного диктатора! Время от времени полезно пересматривать свою систему воспитания, поскольку ребенок растет, постепенно накапливая жизненный опыт, меняются взгляды на жизнь. Вполне возможно, что в результате такой переоценки вы поймете, что те или иные запреты утратили смысл. В таком случае немедленно откажитесь от них.

Новости образования:

Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами [1, с. 14]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток меж ...

Экологическое воспитание – ведущее направление в дошкольной педагогике
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать эк ...

Выбор подхода к преподаванию структурного программирования
При решении задач с использованием структурного программирования можно выделить два основных направления [7, c. 78]:1) "алгоритмический" подход заключается в следующем: схема решения задачи описывается на алгоритмическом языке (языке блок-схем алгоритмов) и затем переводится в программную ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru