Особенности воспитания упрямых детей

Педагогические практики » Особенности воспитания упрямых детей

Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность.

Упрямство чаще всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства – примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С.считает, что «упрямство- это явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот. В три года это достигает новых высот и принимает новые формы». Веденов А.В. считал, что упрямство –это отрицательная особенность поведения детей, проявляющаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям, указаниям других людей, стремлении во что бы то не стало продолжать начатое действие , даже если оно и не приносит желаемых результатов. Аркин Е.А. под упрямством подразумевал временное состояние ребенка часто являющееся перевозбуждением нервной системы ребенка, переутомления, тяжелых аффективных переживаний, эмоциональной возбудимости. Островская Л.Ф. считает, что упрямство – это отрицательная реакция на требования, действия взрослых. По мнению Захарова А.И. писал упрямство-это один из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых , обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Ребенок трех лет противоречит сам себе. Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя так, будто хочет сбросить чье-то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все сделать по- своему, он отказывается от того, что ему раньше нравилось, все делает вам назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: "Я сам!".

Улыбка умиления на лицах воспитателей и родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от взрослых, удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от взрослых ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.

Этот период естественен и закономерен в развитии ребенка. Выготский Л.С. писал, что он совпадает с кризисом возрастного развития. Кризисы развития - это относительно короткие(от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более коротких, бурных - критических, таким образом, кризисы - это переходы между стабильными периодами.

Актуальность темы в том, что многие практические работники, имея теоретические знания об упрямстве, особенностях его проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют теоретические и практические знания. Выготский Л.С. писал, что упрямство является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей деятельности ребенка. Воспитатели и родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Тема выпускной квалификационной работы: «Особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье»

Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Предмет исследования: особенности воспитания упрямых детей.

Гипотеза: Воспитание упрямого ребенка будет успешным, если: выявить особенности поведения упрямых детей; определить наибольшую эффективность методов и приемов воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье, а также условия и средства необходимые в воспитании упрямых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; разработать методические рекомендации для родителей по воспитанию упрямого ребенка.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать общее понятие об упрямстве.

2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.

3. Продиагностировать проявление упрямства в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

4. Выбрать наиболее подходящие методы и средства воспитания.

5.Разработать рекомендации для родителей на тему: « Особенности воспитания упрямого ребенка».

Новости образования:

Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах
Социально-педагогические системы (СПС) – это совокупность складывающихся в обществе и взаимосвязанных образовательных институтов, в которых реализуется преемственность поколений вследствие спонтанного и специально организованного воспитания и обучения. СПС – понятие более широкое, чем система образ ...

Значение формирования диалогических умений в становлении иноязычной речи младших школьников
В начале данного пункта первой главы нам стоит выяснить, что же такое диалогические умения и иноязычная речь. Нами было проанализировано множество психолого-педагогической литературы. Следует отметить, что определение «иноязычная речь» мы смогли найти только в одном источнике, в словаре русского яз ...

Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Исследованием речи в онтогенезе занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и д. р. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и др. отмечают, что речь не является врожденной способностью, а развивается в ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru