Понятие воображения. Виды воображения. Функции воображения

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

«Решая любую мыслительную задачу, - пишет О.М. Дьяченко, - человек использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющаяся информация недостаточна для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Эта общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых» [19, С. 16].

Любое обучение связано с необходимостью что - то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дошкольники очень любят заниматься художественным творчеством и сочинительством. «Эти виды деятельности позволяют ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся творческая деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции ребенку обеспечивает новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно – логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт», - отмечает О.М. Дьяченко [19, С. 17].

Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность среднего дошкольника.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа конечного результат его деятельности;

- создание программы поведения в ситуации неопределенности;

- создание образов, заменяющих деятельность;

- создание образов, описываемых объектов.

Воображение и фантазия присущи каждому ребенку, но они различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим - репродуктивным (создание образа предмета по его описанию) и творческим - продуктивным (создание новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом).

В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески воплощается.

В репродуктивном воображении воспроизводится реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие и память, чем творчество.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно.

Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.

Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.

Четвертым способом является – типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных, в каком-то отношении фактов и воплощении их в конкретном образе.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.

Новости образования:

Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Логопед должен располагать сведениями о жизни ребенка, домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо выявить интересы ребенка, ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Разработка курса дополнительных занятий "Углубленное изучение уникальной графики"
Пояснительная записка Обратить внимание учащихся художественной школы на техники работы мягкими материалами и тушью можно при помощи курса дополнительных занятий, включающих в себя работу данными материалами. Основной задачей курса является специальная подготовка учащихся на уровне требований, пред ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru