Понятие воображения. Виды воображения. Функции воображения

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

«Решая любую мыслительную задачу, - пишет О.М. Дьяченко, - человек использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющаяся информация недостаточна для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Эта общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых» [19, С. 16].

Любое обучение связано с необходимостью что - то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дошкольники очень любят заниматься художественным творчеством и сочинительством. «Эти виды деятельности позволяют ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся творческая деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции ребенку обеспечивает новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно – логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт», - отмечает О.М. Дьяченко [19, С. 17].

Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность среднего дошкольника.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа конечного результат его деятельности;

- создание программы поведения в ситуации неопределенности;

- создание образов, заменяющих деятельность;

- создание образов, описываемых объектов.

Воображение и фантазия присущи каждому ребенку, но они различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть воссоздающим - репродуктивным (создание образа предмета по его описанию) и творческим - продуктивным (создание новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом).

В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески воплощается.

В репродуктивном воображении воспроизводится реальность в том виде, в котором она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие и память, чем творчество.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, а ребенком особенно неосознанно.

Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.

Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства.

Четвертым способом является – типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных, в каком-то отношении фактов и воплощении их в конкретном образе.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.

Новости образования:

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...

Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников
Цель: - проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста; - выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольни ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru