Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Педагогические практики » Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи » Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Страница 1

Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия:

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

5 направление. Развитие предикативного словаря.

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.

В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В Серебряковой, Р.И. Лалаевой[24], Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой[15].Г.С. Швайко[50], О.С Ушакова[40], Н.В Новоторцевой[30], В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко[18], Н.А. Седых[33], Краузе Е.Н.[20].

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

Задачи:

- Развитие синонимии.

- Развитие связной речи

- Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение» (Краузе Е.Н.)[20].

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

Задачи:

- Актуализация синонимов.

- Развитие синонимии.

- Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Как сказать?» ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19]

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)

2. Игра «Конкурс слов – сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19].

Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить,

чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать «словами – приятелями».

3. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19].

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг – (товарищ, приятель); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); солдат – (боец, воин); труд – (работа); мудрость – (ум); бежать – (мчаться, нестись); смотреть – (глядеть); трудится – (работать); печалиться – (грустить); смелый – (храбрый); алый – (красный, багряный).

Оборудование: мяч.

4. Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.)[20].

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.

- Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».

(отважный, храбрый, решительный).

- Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...

Основные стороны спортивной тренировки
Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенн ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru