Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия:
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В Серебряковой, Р.И. Лалаевой[24], Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой[15].Г.С. Швайко[50], О.С Ушакова[40], Н.В Новоторцевой[30], В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко[18], Н.А. Седых[33], Краузе Е.Н.[20].
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.
Задачи:
- Развитие синонимии.
- Развитие связной речи
- Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Игра «Придумай предложение» (Краузе Е.Н.)[20].
Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.
II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.
Задачи:
- Актуализация синонимов.
- Развитие синонимии.
- Развитие слухового внимания и памяти.
1. Игра «Как сказать?» ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19]
Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)
2. Игра «Конкурс слов – сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19].
Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить,
чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать «словами – приятелями».
3. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19].
Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг – (товарищ, приятель); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); солдат – (боец, воин); труд – (работа); мудрость – (ум); бежать – (мчаться, нестись); смотреть – (глядеть); трудится – (работать); печалиться – (грустить); смелый – (храбрый); алый – (красный, багряный).
Оборудование: мяч.
4. Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.)[20].
Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.
- Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».
(отважный, храбрый, решительный).
- Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?
(боязливый, нерешительный, пугливый).
Новости образования:
Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...
Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
Можно ли определить творческую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответить на такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными. Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая инд ...
Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...