Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Педагогические практики » Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи » Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Страница 1

Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия:

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

5 направление. Развитие предикативного словаря.

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.

В методических рекомендациях мы использовали игры и упражнения, разработанные Н.В Серебряковой, Р.И. Лалаевой[24], Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой[15].Г.С. Швайко[50], О.С Ушакова[40], Н.В Новоторцевой[30], В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко[18], Н.А. Седых[33], Краузе Е.Н.[20].

1 направление. Обогащение словаря синонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

Задачи:

- Развитие синонимии.

- Развитие связной речи

- Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение» (Краузе Е.Н.)[20].

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

Задачи:

- Актуализация синонимов.

- Развитие синонимии.

- Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Как сказать?» ( Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19]

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)

2. Игра «Конкурс слов – сравнений» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19].

Содержание: Кто придумает самое красивое, самое точное слово? Выяснить,

чем похожи подобранные слова, что у них общего, почему их можно назвать «словами – приятелями».

3. Игра «Подбери слово» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)[19].

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг – (товарищ, приятель); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); солдат – (боец, воин); труд – (работа); мудрость – (ум); бежать – (мчаться, нестись); смотреть – (глядеть); трудится – (работать); печалиться – (грустить); смелый – (храбрый); алый – (красный, багряный).

Оборудование: мяч.

4. Игра «Солнышко» (Краузе Е.Н.)[20].

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.

- Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».

(отважный, храбрый, решительный).

- Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей
В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет перспективный педагогический опыт. Он является одним из важнейших резервов совершенствования урока, повышения результативности педагогического труда и качества знаний учащихся. Это наименьшая известная форма методической ...

Принципы структурной алгоритмизации
На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование "сверху – вниз". Эта технология программирования представляет собой процесс пошагово разбиения алгоритма на все более мелкие части с целью получить такие элементы, для которых можно легко ...

Роль образования в формировании толерантности
Актуализируется проблема условий, средств, механизмов формирования толерантного сознания. Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща чел ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru