Формирование воображения у детей

В определении истоков формирования воображения исходили из общего убеждения в том, что психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая это имеющееся качество. Таким качеством представляется изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире. Многие психологи рассматривали активность как спонтанно проявляющиеся общие свойства живых существ.

В понятие общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность самовыражению относительно внешнего мира. Эти компоненты важны для формирования воображения. Склонность к разнообразию действий приводит к выполнению их в условной, игровой форме. В поведении взрослого ребенок подмечает необычную, условную форму и тем более легко, что игровые действия сопровождаются подчеркнутой положительной эмоцией окружающих.

Освоение действительности через вариативные действия становится общим личностным свойством, и ребенок начинает варьировать доречевые действия без образцов взрослого, намеренно извращает или сокращает слова. Потребность в деятельности побуждает перекомбинированию предметной среды: перемещению, объединению и разъединению предметов, использованию их в не свойственной функции.

«На базе общей активности у дошкольника складывается потребность в новых впечатлениях. Эффекты новизны доставляют огромную радость ребенку и становятся стимулом саморазвития воображения. Связь потребности в новых впечатлениях с общением очевидна: взрослый выступает постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазии в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов», - пишет Л.С. Выготский [15, С. 22]. Движимый потребностью действовать, ребенок пробует сам повторить способы изменения среды и изменяет свои действия, а получаемый при этом эффект новизны побуждает его варьировать слова с переносом на другие объекты. Взрослый подкрепляет эту активность своим вниманием и одобрением, и ребенок стремится получить такое одобрение, демонстрируя свои умения.

Таким образом, генетическими предпосылками выступают три основных фактора:

1) изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем его мире;

2) потребность в новых впечатлениях, направляющая активность на изменение действительности, неспецифическое использование предметов;

3) потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры и этим добиваться признания взрослых.

Генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий взрослого. Формирующие воздействия - создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. В предметно-деловом общении - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывание поступков.

В словесном общении это создание образов путем иллюстрации слова условным действием или рассказом - интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка или плана в его импульсивные действия.

Стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к действиям, рассказам и игре.

Новости образования:

Виды обучения
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); проблемное ; программированное и развившееся на его основе компьютерное или компь ...

Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...

Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника
Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если неправильно использовать вилку и нож ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru