В определении истоков формирования воображения исходили из общего убеждения в том, что психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая это имеющееся качество. Таким качеством представляется изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире. Многие психологи рассматривали активность как спонтанно проявляющиеся общие свойства живых существ.
В понятие общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность самовыражению относительно внешнего мира. Эти компоненты важны для формирования воображения. Склонность к разнообразию действий приводит к выполнению их в условной, игровой форме. В поведении взрослого ребенок подмечает необычную, условную форму и тем более легко, что игровые действия сопровождаются подчеркнутой положительной эмоцией окружающих.
Освоение действительности через вариативные действия становится общим личностным свойством, и ребенок начинает варьировать доречевые действия без образцов взрослого, намеренно извращает или сокращает слова. Потребность в деятельности побуждает перекомбинированию предметной среды: перемещению, объединению и разъединению предметов, использованию их в не свойственной функции.
«На базе общей активности у дошкольника складывается потребность в новых впечатлениях. Эффекты новизны доставляют огромную радость ребенку и становятся стимулом саморазвития воображения. Связь потребности в новых впечатлениях с общением очевидна: взрослый выступает постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазии в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов», - пишет Л.С. Выготский [15, С. 22]. Движимый потребностью действовать, ребенок пробует сам повторить способы изменения среды и изменяет свои действия, а получаемый при этом эффект новизны побуждает его варьировать слова с переносом на другие объекты. Взрослый подкрепляет эту активность своим вниманием и одобрением, и ребенок стремится получить такое одобрение, демонстрируя свои умения.
Таким образом, генетическими предпосылками выступают три основных фактора:
1) изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем его мире;
2) потребность в новых впечатлениях, направляющая активность на изменение действительности, неспецифическое использование предметов;
3) потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры и этим добиваться признания взрослых.
Генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий взрослого. Формирующие воздействия - создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. В предметно-деловом общении - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывание поступков.
В словесном общении это создание образов путем иллюстрации слова условным действием или рассказом - интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка или плана в его импульсивные действия.
Стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к действиям, рассказам и игре.
Новости образования:
Понятие и виды самооценки
Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12] Самооценка имеет комплексный характер, поскольку рас ...
Организация образовательной среды в
дошкольном учреждении
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является н ...
Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...