Особенности структурирования в начальной школе

Педагогические практики » Выбор типа структуры урока в начальной школе » Особенности структурирования в начальной школе

Страница 7

Дополнительные занятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер. Возможно, и полезно привлечение сильных учащихся для помощи слабым. Но эту работу должен организовать учитель. Не следует, однако, злоупотреблять дополнительными занятиями. Особенно вредно оставлять на дополнительные занятия весь класс. Такие занятия не дают должного эффекта.

Подготовка учителя к уроку

Нельзя дать хорошего урока без тщательной его подготовки. Подготовка учителя к уроку включает в себя разработку плана каждого конкретного урока. Составление плана начинается с определения места урока в изучении темы, затем определяются его цель и содержание, разрабатываются методы обучения.

В плане записывается тема и цель урока, указывается, как будет проводиться повторение, изложение нового материала, какие методы будут использованы. Учитель указывает основное направление изложения, записывает факты, примеры (предложения или слова для уроков по родному языку, примеры и задачи по математике), как будет проведено закрепление, кого надо спросить. В конце плана записывается домашнее задание.

В малокомплектных школах из-за неизбежного чередования работы учителя с различными классами происходит большая потеря рабочего времени. Многие учителя смирились с этим. Пока учитель дает инструктаж одному классу, учащиеся другого класса сидят без дела.

Как избежать потери учебного времени? Этого можно добиться путем тщательного планирования всей учебной работы. Важно, чтобы учитель, составляя план, рассчитал время по видам работы. Точный расчет времени можно произвести в том случае, если в плане намечены этапы урока, во время которых один из классов занимается с учителем, а другой — самостоятельно. Поэтому при составлении плана урока лучше сначала точно определить, когда и на протяжении какого времени каждый класс будет заниматься с учителем или самостоятельно. С учетом времени самостоятельных занятий подбираются задания. Лучше всего, если учителю удастся постепенно уравнять время на занятия под своим руководством и на самостоятельную работу детей.

При распределении времени на работу с учителем и самостоятельные занятия учащихся следует принять во внимание ряд обстоятельств. Приходится выделять больше времени для занятий под руководством учителя в младшем классе, а также в том, где намечен для изучения больший по объему и сложности материал. При планировании учитывается уровень подготовки класса и степень усвоения материала. Тщательно планируются и самостоятельные задания учащихся. Чтобы не допустить потери времени на уроке, нужно заранее готовить эти задания. Большое значение имеют четкая формулировка задания («Реши задачу двумя способами», «Составь обратную задачу»), обучение учащихся приемам выполнения различных видов самостоятельных работ, подготовка резервных заданий для быстро работающих учащихся. Непродуманные задания не вызывают активности школьников.

Все самостоятельные задания должны в той или иной форме контролироваться. Формы контроля могут быть разнообразными: самоконтроль учащихся по образцу, написанному на доске, проверка хода работы на уроке при обходе учеников, тщательный контроль при проверке тетрадей.

Для лучшего сочетания работы учащихся под руководством учителя с их самостоятельной работой в условиях однокомплектной школы считается целесообразным составлять план урока не по каждому классу в отдельности, а комплексно — по этапам работы на уроке со всеми классами.

Из рассмотренного выше материала можно сделать некоторые выводы.

1. В современной дидактике существуют следующие подходы к типизации уроков: по содержанию и способу проведения; по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям и месту уроков в общей системе (в основном этот подход поддерживают теоретики и практики).

2. В методике преподавания уроков в начальной школе наибольшее признание у методистов получила классификация по звеньям процесса обучения и вытекающей отсюда основной дидактической задаче урока. В педагогической практике данная классификация считается наиболее эффективной, потому что она четко определяет основную дидактическую задачу каждого урока, способствует определению целесообразной структуры системы уроков разных типов, так как при однотипных уроках обучения не может быть эффективным. Поэтому необходима система уроков разных типов с преобладанием уроков изучения новых знаний и комбинированных, что подтверждается многолетней практикой.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Новости образования:

Выбор подхода к преподаванию структурного программирования
При решении задач с использованием структурного программирования можно выделить два основных направления [7, c. 78]:1) "алгоритмический" подход заключается в следующем: схема решения задачи описывается на алгоритмическом языке (языке блок-схем алгоритмов) и затем переводится в программную ...

Особенности и возможности логоритмики
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопеди ...

Выявление компонентов творческих способностей и их качеств
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих спо ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru