Выявление компонентов творческих способностей и их качеств

Страница 1

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. А основными направлениями развития творческих способностей детей дошкольного возраста является:

1.развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется богатством продуцируемых образов и направленностью.

2.развитие мышления, в том числе ассоциативности, диалектичности, системности мышления.

Анализ литературы по проблеме творческих способностей позволил выдвинуть несколько показателей творческого воображения и мышления, по которым мы в последующем будем определять уровень развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Показатели развития творческого воображения:

Первый показатель – оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, общепринятых, банальных или твердо установленных, но также умение удачно сочетать цвет, форму и материал.

Количественная продуктивность – отражает способность к порождению идей, выраженных в словесной формулировке или виде рисунков.

Третий показатель – качественность – используется для оценки фигурных тестов.

Четвертый показатель – самостоятельность и волевая активность проявляемая ребенком при достижении цели

Быстрота реакции при вхождении в творческую ситуацию – насколько легко ребенку дается включиться в процесс творческой работы.

Шестой показатель - эмоциональный настрой проявляемый ребенком во время работы.

Уровни сформированности этих показателей составлены нами на основе критериев сформулированных: Калининой Г.П., О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой, Е.Г. Речицкой [13] .

Таблица 1

Показатели уровня сформированности творческого воображения

Показатель

Низкий

уровень

Средний

уровень

Достаточный

уровень

Высокий

уровень

1

Оригинальность

Все идеи очевидны, общеприняты; разные эталоны превращаются в один и тот же элемент или изображение вообще не создается

Большинство очевидных ответов; создаются в основном типичные изображения

Большинство выдвигаемых идей отличаются от очевидных; на основе заданных эталонов создаются неповторимые изображения

Выдвигаются идеи, отличающиеся от очевидных; на основе эталонов создаются неповторимые изображения, они объединяются в неповторимую композицию

2

Количественная продуктивность

Не выдвигает никаких идей

Порождает малое (в соответствии с заданием) число идей

Порождает достаточное (в соответствии с заданием) число идей

Порождает большое число идей

3

Качественность

Схематичность изображения, контуры предметов совпадают с контурами предложенных фигур

Меньшая схематичность изображения, большее число деталей как в нутрии основного контура, так и за его пределами

В работах широко развернута предметная среда, наличие новых элементов у фигуры

Фигуры маскируются в композицию «включение» тест – фигуры в композицию в качестве мелкой второстепенной детали

4

Самостоятельность и волевая активность

Не может решать задачу самостоятельно и не принимает помощь

Выбирает наиболее легкий, простой путь выполнения задания (подсматривает за деятельностью других детей)

Работает самостоятельно, (без плана) но совершенно не задумываясь к какому результату придет в конце

Работает самостоятельно, творчески (по плану), самостоятельно преодолевая трудности

5

Быстрота реакции при вхождении в творческую деятельность

Не может самостоятельно включаться в творческую деятельность

Включается в творческую деятельность быстро, но испытав затруднения бросает работу

Самостоятельно включатся в работу, но часто меняет замысел (не придерживается плана работы даваемого педагогом)

Включается в работу легко, быстро. Исполняет все промежуточные задания педагога, работает качественно

6

Эмоциональный настрой

Не испытывает желания начать работу

Желает, но боится работать, т.к. не знает, как решать творческую задачу

Эмоционален, но не постоянно. Нуждается в поддержке педагога

Эмоционален, активен, работает с большим желанием и удовольствием

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Геометрия Лобачевского
В мемуаре «О началах геометрии» (1829) Лобачевский прежде всего воспроизвел свой доклад 1826г. Он определяет основные понятия геометрии, не зависящие от V постулата, и заметив, что сумма углов прямолинейного треугольника не может быть , как это имеет место у сферических треугольников, Лобачевский з ...

Способы подачи информации
Помимо задачи научить ученика понимать, анализировать текст, нам необходимо заинтересовать его. Существуют способы, позволяющие последовательно развить не только читательский интерес, но и определенные навыки при работе с текстами. 1. Подбираем текст с фактическими и/или логическими ошибками (напри ...

Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понима­ние и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области гео­метрии. Однако все же главные, г ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru