Выявление компонентов творческих способностей и их качеств

Страница 1

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. А основными направлениями развития творческих способностей детей дошкольного возраста является:

1.развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется богатством продуцируемых образов и направленностью.

2.развитие мышления, в том числе ассоциативности, диалектичности, системности мышления.

Анализ литературы по проблеме творческих способностей позволил выдвинуть несколько показателей творческого воображения и мышления, по которым мы в последующем будем определять уровень развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Показатели развития творческого воображения:

Первый показатель – оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, общепринятых, банальных или твердо установленных, но также умение удачно сочетать цвет, форму и материал.

Количественная продуктивность – отражает способность к порождению идей, выраженных в словесной формулировке или виде рисунков.

Третий показатель – качественность – используется для оценки фигурных тестов.

Четвертый показатель – самостоятельность и волевая активность проявляемая ребенком при достижении цели

Быстрота реакции при вхождении в творческую ситуацию – насколько легко ребенку дается включиться в процесс творческой работы.

Шестой показатель - эмоциональный настрой проявляемый ребенком во время работы.

Уровни сформированности этих показателей составлены нами на основе критериев сформулированных: Калининой Г.П., О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой, Е.Г. Речицкой [13] .

Таблица 1

Показатели уровня сформированности творческого воображения

Показатель

Низкий

уровень

Средний

уровень

Достаточный

уровень

Высокий

уровень

1

Оригинальность

Все идеи очевидны, общеприняты; разные эталоны превращаются в один и тот же элемент или изображение вообще не создается

Большинство очевидных ответов; создаются в основном типичные изображения

Большинство выдвигаемых идей отличаются от очевидных; на основе заданных эталонов создаются неповторимые изображения

Выдвигаются идеи, отличающиеся от очевидных; на основе эталонов создаются неповторимые изображения, они объединяются в неповторимую композицию

2

Количественная продуктивность

Не выдвигает никаких идей

Порождает малое (в соответствии с заданием) число идей

Порождает достаточное (в соответствии с заданием) число идей

Порождает большое число идей

3

Качественность

Схематичность изображения, контуры предметов совпадают с контурами предложенных фигур

Меньшая схематичность изображения, большее число деталей как в нутрии основного контура, так и за его пределами

В работах широко развернута предметная среда, наличие новых элементов у фигуры

Фигуры маскируются в композицию «включение» тест – фигуры в композицию в качестве мелкой второстепенной детали

4

Самостоятельность и волевая активность

Не может решать задачу самостоятельно и не принимает помощь

Выбирает наиболее легкий, простой путь выполнения задания (подсматривает за деятельностью других детей)

Работает самостоятельно, (без плана) но совершенно не задумываясь к какому результату придет в конце

Работает самостоятельно, творчески (по плану), самостоятельно преодолевая трудности

5

Быстрота реакции при вхождении в творческую деятельность

Не может самостоятельно включаться в творческую деятельность

Включается в творческую деятельность быстро, но испытав затруднения бросает работу

Самостоятельно включатся в работу, но часто меняет замысел (не придерживается плана работы даваемого педагогом)

Включается в работу легко, быстро. Исполняет все промежуточные задания педагога, работает качественно

6

Эмоциональный настрой

Не испытывает желания начать работу

Желает, но боится работать, т.к. не знает, как решать творческую задачу

Эмоционален, но не постоянно. Нуждается в поддержке педагога

Эмоционален, активен, работает с большим желанием и удовольствием

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Виды речевых нарушений
Фонетическое недоразвитие. Фонетико-фонематическое недоразвитие Общее недоразвитие речи (у дошкольников). Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты: Так, например, профессор Б.Г. Ананьев указывает на связь ошибок в чтении, письм ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных компонентов в общении
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru