Дизайн-деятельность дошкольников – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». [6, с.55]
«Дизайн – рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.
«Дизайн - проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно - художественный, декоративно-пространственный дизайн).
Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими видами деятельности дошкольников. [4,с.16]
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности:
Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр);
Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины – для опытов с движением, парашюты и вертушки – для опытов с воздушными потоками и другое).
Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
Коллекции (книжки – малышки, игрушки – миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);
Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно – практическая деятельность);
Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
Украшения для помещения;
Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
Информационно – рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Пантелеев Г. Н. выделяет типы и виды детского дизайна: [6, с.60]
плоскостной (аппликативно-графический),
объемный (предметно-декоративный),
пространственный (архитектурно - художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности, они же и являются видами: [6, с.61]
Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.
Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
На основании всего вышесказанного следует, что в процессе дизайнерской деятельности, в соответствующих эстетико-педагогических условиях, развивается дизайнерское мышление.
Новости образования:
Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность — результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности
, в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что человек оказывается в полож ...
Характеристика системы образования Болгарии
Дошкольное образование в Болгарии имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу (7 лет – официальный возраст для начала обучения в школе). Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. ...
Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно боль ...