Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Данная работа посвящена проблеме развития нового направления художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который даёт широкий простор детскому творчеству.

В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом. [3, с.12]

На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.

Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды – в области дизайна.

У ребенка – дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее.

Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.

Первые представления об эстетике и эстетическом отношении к окружающему миру (природе, предметному миру, произведениям изобразительного искусства), художественный опыт ребенок приобретает в разных видах изобразительной деятельности.

В дизайн – деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно – игрового пространства. [3, с.12]

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Скрябина О.В., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях.

В дизайнерской деятельности у детей формируется особый тип мышления, который можно назвать дизайнерским мышлением.

Главными показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно – пространственное мышление, образно – логическое мышление, изобразительная грамотность, художественно – конструктивное видение мира. [3, с.13]

В настоящее время вопрос о развитии основ дизайнерского мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно – эстетического и интеллектуального развития детей. Дизайн, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Интерес к дизайнерской деятельности в дошкольном возрасте и сохранение его в дальнейшем будет способствовать развитию у ребенка предметно – образных способов познания, невербального мышления и коммуникативных способностей. [3, с.13]

Проблема: мало изучен вопрос, касающийся организации эстетико – педагогических условий для формирования дизайнерского мышления у дошкольников, решение этой проблемы и является целью нашей курсовой работы.

Задачи исследования:

Изучение научно-теоретических наработок в области развития творческого мышления у детей.

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста в области дизайна.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию дизайнерских способностей детей дошкольного возраста.

Формирование дизайнерских умений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: творческое мышление детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая деятельность воспитателя по формированию основ дизайнерского мышления у дошкольников.

Гипотеза: в процессе специально организованных видов деятельности можно сформировать у детей дизайнерское мышление, при соблюдении определенных условий:

Если будет реализована возможность совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (социально-эмоционального, учебно-дизайнерского, эвристико-дидактического, индивидуально-творческого).

Постановка и решение дизайнерской проблемной ситуации на основе специальных знаний.

Раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества.

Приобщение детей к активным наблюдениям природы, окружающей среды.

Методы исследования: изучение результатов художественной деятельности детей, беседа с воспитателем, анализ условий в детском саду, необходимых для развития творческих способностей, анализ планов воспитательно-образовательной работы конструирования и детского дизайна, математическая обработка полученных результатов, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Новости образования:

Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с резу ...

Особенности структурирования в начальной школе
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний пр ...

Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru