Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Данная работа посвящена проблеме развития нового направления художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который даёт широкий простор детскому творчеству.

В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом. [3, с.12]

На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.

Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды – в области дизайна.

У ребенка – дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее.

Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.

Первые представления об эстетике и эстетическом отношении к окружающему миру (природе, предметному миру, произведениям изобразительного искусства), художественный опыт ребенок приобретает в разных видах изобразительной деятельности.

В дизайн – деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно – игрового пространства. [3, с.12]

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Скрябина О.В., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях.

В дизайнерской деятельности у детей формируется особый тип мышления, который можно назвать дизайнерским мышлением.

Главными показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно – пространственное мышление, образно – логическое мышление, изобразительная грамотность, художественно – конструктивное видение мира. [3, с.13]

В настоящее время вопрос о развитии основ дизайнерского мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно – эстетического и интеллектуального развития детей. Дизайн, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Интерес к дизайнерской деятельности в дошкольном возрасте и сохранение его в дальнейшем будет способствовать развитию у ребенка предметно – образных способов познания, невербального мышления и коммуникативных способностей. [3, с.13]

Проблема: мало изучен вопрос, касающийся организации эстетико – педагогических условий для формирования дизайнерского мышления у дошкольников, решение этой проблемы и является целью нашей курсовой работы.

Задачи исследования:

Изучение научно-теоретических наработок в области развития творческого мышления у детей.

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста в области дизайна.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию дизайнерских способностей детей дошкольного возраста.

Формирование дизайнерских умений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: творческое мышление детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая деятельность воспитателя по формированию основ дизайнерского мышления у дошкольников.

Гипотеза: в процессе специально организованных видов деятельности можно сформировать у детей дизайнерское мышление, при соблюдении определенных условий:

Если будет реализована возможность совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (социально-эмоционального, учебно-дизайнерского, эвристико-дидактического, индивидуально-творческого).

Постановка и решение дизайнерской проблемной ситуации на основе специальных знаний.

Раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества.

Приобщение детей к активным наблюдениям природы, окружающей среды.

Методы исследования: изучение результатов художественной деятельности детей, беседа с воспитателем, анализ условий в детском саду, необходимых для развития творческих способностей, анализ планов воспитательно-образовательной работы конструирования и детского дизайна, математическая обработка полученных результатов, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Новости образования:

Анализ учебной программы Санкт - Петербургской Городской художественной школы по дисциплине "Рисунок"
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Санкт - Петербургская городская художественная школа" осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Я буду рассматривать в этой работе учебную программу по дисциплине "Рисунок&quo ...

Логопедическая ритмика в системе педагогической работы по устранению у детей речевых нарушений
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, послови ...

Игра как психологический и социально-педагогический феномен
Для того, чтобы определить понятие «игровые технологии», необходимо рассмотреть понятие «игра» и её историческое становление, выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах. Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимущест ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru