Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Педагогические практики » Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Данная работа посвящена проблеме развития нового направления художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскому дизайну, который даёт широкий простор детскому творчеству.

В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом. [3, с.12]

На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.

Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды – в области дизайна.

У ребенка – дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее.

Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.

Первые представления об эстетике и эстетическом отношении к окружающему миру (природе, предметному миру, произведениям изобразительного искусства), художественный опыт ребенок приобретает в разных видах изобразительной деятельности.

В дизайн – деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно – игрового пространства. [3, с.12]

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Скрябина О.В., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях.

В дизайнерской деятельности у детей формируется особый тип мышления, который можно назвать дизайнерским мышлением.

Главными показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно – пространственное мышление, образно – логическое мышление, изобразительная грамотность, художественно – конструктивное видение мира. [3, с.13]

В настоящее время вопрос о развитии основ дизайнерского мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно – эстетического и интеллектуального развития детей. Дизайн, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Интерес к дизайнерской деятельности в дошкольном возрасте и сохранение его в дальнейшем будет способствовать развитию у ребенка предметно – образных способов познания, невербального мышления и коммуникативных способностей. [3, с.13]

Проблема: мало изучен вопрос, касающийся организации эстетико – педагогических условий для формирования дизайнерского мышления у дошкольников, решение этой проблемы и является целью нашей курсовой работы.

Задачи исследования:

Изучение научно-теоретических наработок в области развития творческого мышления у детей.

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста в области дизайна.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию дизайнерских способностей детей дошкольного возраста.

Формирование дизайнерских умений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: творческое мышление детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая деятельность воспитателя по формированию основ дизайнерского мышления у дошкольников.

Гипотеза: в процессе специально организованных видов деятельности можно сформировать у детей дизайнерское мышление, при соблюдении определенных условий:

Если будет реализована возможность совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (социально-эмоционального, учебно-дизайнерского, эвристико-дидактического, индивидуально-творческого).

Постановка и решение дизайнерской проблемной ситуации на основе специальных знаний.

Раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества.

Приобщение детей к активным наблюдениям природы, окружающей среды.

Методы исследования: изучение результатов художественной деятельности детей, беседа с воспитателем, анализ условий в детском саду, необходимых для развития творческих способностей, анализ планов воспитательно-образовательной работы конструирования и детского дизайна, математическая обработка полученных результатов, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Новости образования:

Муниципальная система образования города Нижнего Новгорода
На сегодняшний день в г.Н.Новгород работает 360 муниципальных детских садов. По состоянию на 1 октября 2010 года количество детей в муниципальных дошкольных учреждениях составляло 4,9 тыс. детей, что на 1 тыс. 826 детей больше, чем в 2008 году. Разработана программа "Развитие сети муниципальны ...

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Эксперимент, характеристика испытуемых и методы исследования
Свое исследование мы проводили в средней школе № 2 города Салехарда во время прохождения преддипломной практики. Мы присутствовали и принимали участие в проведении обычных уроков, а также дополнительных занятий и факультативов в нескольких классах. В ходе работы мы наблюдали за учениками, отмечали ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru