Понятие и сущность теории коллектива

Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации[6;48]. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.

В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.

Данное понимание коллектива послужило основой для разработки теории коллектива. Обратимся к ее определению.

Теория коллектива – это научная доктрина, которая рассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора развития личности[17; 562].

Согласно данной теории, с одной стороны развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся внутри него отношений. С другой стороны – активность участников коллектива, уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Таким образом, развитие личности и коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.

Теория коллектива нашла выражение в различных общественных науках, но прежде всего – в педагогике и психологии. Приведем ее характеристику.

Новости образования:

Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов
Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека. Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2). Разработанная анкета состоит из двух блоков « ...

Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках л ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru