Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Педагогические практики » Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.

Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества. Впоследствии она нашла продолжение в трудах психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский.

На протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР ее популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.

Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ее актуальность.

Объектом исследования является гуманистическая педагогика как научное направление.

Предметом - изучение роли коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики.

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.

Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии личности.

Организовать и провести эмпирическое исследование по определению роли коллектива в формировании личности в современных условиях.

Поставленные цели и задачи определили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части, заключением и списком литературы.

Основные методы исследования, применявшиеся в работе, можно разделить на следующие группы:

Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.

Эмпирические методы, представленные констатирующим экспериментом, интервьюированием, наблюдением, анкетированием, индивидуальной беседой.

Методы обработки данных, среди которых – методы математической статистики, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.

Теоретическую основу работы составили труды советских педагогов по теории коллектива, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати, данные информационных сайтов сети Интернет.

Исследование имеет теоретическую и практическую значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая – в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании личности.

Новизна исследования заключается в исследовании данной проблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данных последних лет.

Новости образования:

Методика проведения занятия по теме «Узлы и зацепления»
Тема: Узлы и зацепления. Тип урока: Урок введения нового материала; урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование на наглядном уровне целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием узлов и зацеплений на наглядном уровне для дальнейшего изучения данного ...

Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...

Сущность журнального столика
Журнальные столы появились примерно 300 лет тому назад в Англии. В закрытых клубах по интересам собирались сливки общества, вели интеллектуальные беседы, читали газеты и журналы, которые выкладывались на специальных столах – это и были первые журнальные столики. Сегодня журнальные столики представл ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru