Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Педагогические практики » Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.

Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества. Впоследствии она нашла продолжение в трудах психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский.

На протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР ее популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.

Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ее актуальность.

Объектом исследования является гуманистическая педагогика как научное направление.

Предметом - изучение роли коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики.

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.

Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии личности.

Организовать и провести эмпирическое исследование по определению роли коллектива в формировании личности в современных условиях.

Поставленные цели и задачи определили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части, заключением и списком литературы.

Основные методы исследования, применявшиеся в работе, можно разделить на следующие группы:

Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.

Эмпирические методы, представленные констатирующим экспериментом, интервьюированием, наблюдением, анкетированием, индивидуальной беседой.

Методы обработки данных, среди которых – методы математической статистики, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.

Теоретическую основу работы составили труды советских педагогов по теории коллектива, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати, данные информационных сайтов сети Интернет.

Исследование имеет теоретическую и практическую значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая – в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании личности.

Новизна исследования заключается в исследовании данной проблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данных последних лет.

Новости образования:

Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания
Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении. Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад ...

Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей
Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С п ...

Цели и задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии
Задача проверки должна быть согласована с основной задачей обучения химии как предмета. Учитель обязан дать глубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания на практике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогического процесса, в том числе проверки знаний, ум ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru