Понятие о коллективе в гуманистической педагогике

Основателем гуманистического направления в советской педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол коллектива в формировании и развитии личности.

Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под коллективом понимается такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [11;42]. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.

Из этого определения можно определить основные признаки коллектива, к которым относятся[20;68]:

Наличие общественно значимых целей.

Последовательное развитие целей в результате совместной деятельности.

Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность.

Практическая связь коллектива детей с обществом.

Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективу присущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.[20;69].

Обозначим также основные функции коллектива:

Организационная – заключается в том, что коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.

Воспитательная – проявляется в том, что коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.

Стимулирующая – состоит в том, что коллектив регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.

Вышеназванные признаки присущи только развитому коллективу, и только развитый коллектив может успешно выполнять свои социальные функции[11;46].

Процесс становления коллектива проходит через ряд этапов, которые А.С. Макаренко обозначил следующим образом[11;48]:

Сплочение на основе единоличного требования педагога к учащимся.

Включение метода «параллельного действия» - основным проводником требований к личности становится не педагог, а актив коллектива.

Складывание системы самоуправления коллектива.

В качестве условий для развития коллектива выделяются различные виды совместной деятельности, а также соблюдение ряда условий (таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни).

Таким образом, в традициях отечественной гуманистической педагогики коллектив предстает как важнейший фактор целенаправленной социализации, а также как фактор воспитания личности. Рассмотрим, в чем выражается роль коллектива в развитии личности.

Новости образования:

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Тестирование как форма контроля знаний по математике
Самостоятельная работа является важным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Система онлайн - тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осозн ...

Модель двигательной активности в детском саду
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожале ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru