Понятие о коллективе в гуманистической педагогике

Основателем гуманистического направления в советской педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол коллектива в формировании и развитии личности.

Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под коллективом понимается такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [11;42]. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.

Из этого определения можно определить основные признаки коллектива, к которым относятся[20;68]:

Наличие общественно значимых целей.

Последовательное развитие целей в результате совместной деятельности.

Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность.

Практическая связь коллектива детей с обществом.

Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективу присущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.[20;69].

Обозначим также основные функции коллектива:

Организационная – заключается в том, что коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.

Воспитательная – проявляется в том, что коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.

Стимулирующая – состоит в том, что коллектив регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.

Вышеназванные признаки присущи только развитому коллективу, и только развитый коллектив может успешно выполнять свои социальные функции[11;46].

Процесс становления коллектива проходит через ряд этапов, которые А.С. Макаренко обозначил следующим образом[11;48]:

Сплочение на основе единоличного требования педагога к учащимся.

Включение метода «параллельного действия» - основным проводником требований к личности становится не педагог, а актив коллектива.

Складывание системы самоуправления коллектива.

В качестве условий для развития коллектива выделяются различные виды совместной деятельности, а также соблюдение ряда условий (таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни).

Таким образом, в традициях отечественной гуманистической педагогики коллектив предстает как важнейший фактор целенаправленной социализации, а также как фактор воспитания личности. Рассмотрим, в чем выражается роль коллектива в развитии личности.

Новости образования:

Использование ИКТ на уроках информатики
Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный ...

Реформа профильного обучения
Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: ба ...

Неэксперементальные методы
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, на ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru