Основателем гуманистического направления в советской педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол коллектива в формировании и развитии личности.
Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под коллективом понимается такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [11;42]. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Из этого определения можно определить основные признаки коллектива, к которым относятся[20;68]:
Наличие общественно значимых целей.
Последовательное развитие целей в результате совместной деятельности.
Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность.
Практическая связь коллектива детей с обществом.
Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективу присущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.[20;69].
Обозначим также основные функции коллектива:
Организационная – заключается в том, что коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.
Воспитательная – проявляется в том, что коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.
Стимулирующая – состоит в том, что коллектив регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.
Вышеназванные признаки присущи только развитому коллективу, и только развитый коллектив может успешно выполнять свои социальные функции[11;46].
Процесс становления коллектива проходит через ряд этапов, которые А.С. Макаренко обозначил следующим образом[11;48]:
Сплочение на основе единоличного требования педагога к учащимся.
Включение метода «параллельного действия» - основным проводником требований к личности становится не педагог, а актив коллектива.
Складывание системы самоуправления коллектива.
В качестве условий для развития коллектива выделяются различные виды совместной деятельности, а также соблюдение ряда условий (таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни).
Таким образом, в традициях отечественной гуманистической педагогики коллектив предстает как важнейший фактор целенаправленной социализации, а также как фактор воспитания личности. Рассмотрим, в чем выражается роль коллектива в развитии личности.
Новости образования:
Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...
Тестирование как форма контроля
знаний по математике
Самостоятельная работа является важным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Система онлайн - тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осозн ...
Модель двигательной активности в детском саду
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожале ...