Роль коллектива в развитии личности

Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально» [10;22].

Согласно данной теории, роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:

Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.

Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.

Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.

Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству[16;186].

В соответствии с психологической концепцией персонализации, каждому человеку присущи потребность и способность быть личностью. Потребность означает, что человеку необходимо быть в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы. Способность подразумевает совокупность индивидуальных особенностей и средств, обеспечивающих удовлетворения потребности быть личностью[16;188].

Становление личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.

Таким образом, согласно теории отечественных педагогов, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.

Новости образования:

Педагогические рекомендации по проблеме развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются [16], поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь ...

Понятие преобразования задачи
Анализ литературы показывает, что последнее время уделяется внимание работе над решенной задачей. Предлагаются следующие виды работ: 1. Введение в условие задачи новых данных; 2. Изменение вопроса без изменения условия; 3. Изменение условия без изменения вопроса; 4. Изменение условия и вопроса; 5. ...

Организация работы школьных творческих объединений
В качестве примера лучше всего привести работу творческого объединения по внеклассному изучению информатики. В настоящее время дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе начинает изучаться с 7 класса, однако ряд школ практикуют внеклассное и внеурочное изуч ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru