Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики

Педагогические практики » Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ » Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики

Страница 1

Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.

Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углублённого изучения информатики.

В отличие от внеклассных занятий, факультативы проводятся по утвержденной МО РФ или экспертной группой управления образования области программе, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся. В современных школах факультативные занятия ведутся с 1-го класса, тематика курсов постоянно увеличивается.

Основная задача факультативных занятий: учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету, обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми направлениями развития современных информационных технологий, раскрыть приложения математики на практике. Факультативные занятия играют большую роль в совершенствовании школьного, в том числе информационного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём сложности изучаемого материала.

Большинству родителей, а именно они выбирают школу для малыша, важно, что, кроме основных предметов, ведется в школе. Ежегодно в рекомендациях к базисному учебному плану дается примерный перечень занятий по выбору и факультативных занятий. Сегодня каждая образовательная модель, каждый учебно-методический комплект сориентированы на общее развитие ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.

Общее развитие включает не только интеллектуальное, но и эмоциональное и нравственное развитие (воспитание толерантности, способности к сопереживанию, сочувствию, развитие способности к рефлексии, формирование коммуникативных умений, воспитание стремления к творчеству и самовыражению):

- эстетическое развитие (воспитание эстетической способности переживать красоту окружающего мира и произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства и чувства юмора);

- физическое развитие (воспитание стремления совершенствовать возможности своего тела, вести здоровый образ жизни) [9].

Программы факультативных занятий должны существенно связывать теоретический материал общего характера с приложениями информатики, вовлекая в процесс обучения знания, умения, характерные для этапов формирования и интерпретации.

Примечательной особенностью факультативного курса является то, что программа курса для каждого класса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу информатики. Однако содержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами:

- характером объяснения учителя;

- соотношением теории и учебных упражнений;

- содержанием познавательных вопросов и задач;

- сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учащимся результатов.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления.

На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий:

- лекции;

- практические задания;

- обсуждение заданий по дополнительной литературе;

- доклады учеников;

- составление рефератов;

- реализация самостоятельных проектов;

- экскурсии.

Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал крупными блоками и на этой основе высвободить время для занятий является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции.

На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию импрессивной речи у детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости
Экспериментальное обучение проводилось в Шумковском детском доме - интернате Березовского района г. Красноярска. В нем участвовало 10 детей с умеренной и тяжелой степень умственной отсталости. Логопедическое воздействие проводилось на специальных занятиях по формированию импрессивной речи у детей с ...

Становление художественных школ в России
Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подари ...

Парадоксальная гимнастика
Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соо ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru