Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики

Педагогические практики » Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ » Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики

Страница 1

Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учебном плане общеобразовательной школы выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступеней школы. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер; учителя могут составлять оригинальные, авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом школы. Учащиеся зачисляются в группы для изучения факультативных курсов по желанию.

Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углублённого изучения информатики.

В отличие от внеклассных занятий, факультативы проводятся по утвержденной МО РФ или экспертной группой управления образования области программе, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся. В современных школах факультативные занятия ведутся с 1-го класса, тематика курсов постоянно увеличивается.

Основная задача факультативных занятий: учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету, обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми направлениями развития современных информационных технологий, раскрыть приложения математики на практике. Факультативные занятия играют большую роль в совершенствовании школьного, в том числе информационного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём сложности изучаемого материала.

Большинству родителей, а именно они выбирают школу для малыша, важно, что, кроме основных предметов, ведется в школе. Ежегодно в рекомендациях к базисному учебному плану дается примерный перечень занятий по выбору и факультативных занятий. Сегодня каждая образовательная модель, каждый учебно-методический комплект сориентированы на общее развитие ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.

Общее развитие включает не только интеллектуальное, но и эмоциональное и нравственное развитие (воспитание толерантности, способности к сопереживанию, сочувствию, развитие способности к рефлексии, формирование коммуникативных умений, воспитание стремления к творчеству и самовыражению):

- эстетическое развитие (воспитание эстетической способности переживать красоту окружающего мира и произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства и чувства юмора);

- физическое развитие (воспитание стремления совершенствовать возможности своего тела, вести здоровый образ жизни) [9].

Программы факультативных занятий должны существенно связывать теоретический материал общего характера с приложениями информатики, вовлекая в процесс обучения знания, умения, характерные для этапов формирования и интерпретации.

Примечательной особенностью факультативного курса является то, что программа курса для каждого класса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу информатики. Однако содержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами:

- характером объяснения учителя;

- соотношением теории и учебных упражнений;

- содержанием познавательных вопросов и задач;

- сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учащимся результатов.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления.

На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий:

- лекции;

- практические задания;

- обсуждение заданий по дополнительной литературе;

- доклады учеников;

- составление рефератов;

- реализация самостоятельных проектов;

- экскурсии.

Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал крупными блоками и на этой основе высвободить время для занятий является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции.

На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Исследование эффективности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу у детей среднего школьного возраста
Методы исследования: Основными методами исследования являются: 1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов. 2. Контрольные испытания. 3. Метод педагогического наблюдения. 4. Метод математической обработки. 5. Сравнительный анализ. Анализ литературных источников позвол ...

Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования
Для анализа опыта педагогов мы использовали выборку статей опубликованных в периодическом издании «Дошкольное воспитание» с 2000 по 2009 год. Всего проанализировано 102 журнала, выборка статей состоит из 16 публикаций. В данных статьях авторы в разные годы рассматривают экологическое образование до ...

Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-ым годам XX столетия, в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обуч ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru