Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников.
Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низшего к высшему. Процесс формирования культуры межнационального общения есть совокупность его количественного и качественного состава, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни [40].
И.А. Новикова отмечает, что воспитание культуры межнационального общения - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе формирования культуры межнационального общения учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней:
• толерантность;
• понимание и принятие другой культуры
• уважение другой культуры;
• утверждение культурных различий [41].
Для определения этих уровней И.А. Новикова использует толерантное отношение человека к инонациональной культуре как главный показатель культуры межнационального общения.
Понятие «толерантность» в данном случае тождественно понятию «терпимость», поэтому является первой ступенью развития культуры межнационального общения.
Мольденгауэр Н.В., исследуя этническую толерантность, выделяет ее как высший уровень культуры межнационального общения. Этническая толерантность особенно четко проявляется в отношении к представителям других этносов. Она представляет собой особое умонастроение, жизненно-психологическую установку, которая позволяет ценить другое национальное «они» равнозначно собственному «мы» [34].
На основании признаков исследуемого нами качества, мы определили состояние сформированности национального самосознания. Здесь мы воспользовались рекомендациями З.В. Сикевич [50].
В эмпирическом исследовании национального самосознания в качестве основных индикаторов целесообразно принять следующее:
1) этническую самоидентификацию, включающую представления об этно-консолидирующих и этнодифференцирующих признаках;
2) национальный характер на уровне системы модальных автостереотипов;
3) установки, выявляющие направленность этнических отношений на уровне системы модальных гетеростереотипов;
4) социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к национальной истории и к языку, традициям, ритуалам;
5) этнически обусловленные модальные ценности на уровне системы предпочтений, обуславливающих социальное поведение.
Были определены системы ценностей личности, её отношение к представителям иного народа и его культуре. Также необходимо было выявить степень заинтересованности историей, литературой, наукой, культурой других народов. Для этого были проведены письменный и устный опросы.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что 4,1% школьников враждебно настроены по отношению к людям других национальностей. 55,6% учащихся из опрошенных тоже негативно относятся к представителям других национальностей, с той разницей, что данное отношение носит избирательный характер. Их не интересует национальная сторона жизни общества. Эти школьники - представители низкого уровня сформированности культуры межнационального общения.
На среднем уровне сформированности культуры межнационального общения находятся 34,3% учащихся. Их отличает доброжелательное отношение к людям иной национальности, но все же есть народы, к которым эти дети испытывают неприязнь. Они с интересом изучают историю, культуру и традиции своего и некоторых других народов, стараются следовать общепринятой системе ценностей.
Школьники, находящиеся на высоком уровне культуры межнационального общения интересуются духовными ценностями как своего, так и других народов. Они доброжелательны ко всем без исключения людям независимо от их национальной принадлежности, всегда готовы прийти на помощь. Им чужды национальная замкнутость и кичливость. Они ориентированны на общечеловеческие ценности. Этот уровень представлен 6% учащихся.
Показатели культуры межнационального общения на негативном уровне имеют следующее содержание:
1) Национальное самосознание - регрессивное, т.е. абсолютизация своей общности, установка узких рамок религиозно-национальных взглядов.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - существует своя система ценностей, в которой собственная нация .возводится в ранг «сверхценности».
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -отторжение, непринятие культуры других народов.
Новости образования:
Биологические и социальные факторы развития
Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли большие аргументов, объединяющих их позиции. Предметом ученых стало выяснение причин, обусловливающих становление личности. Выде ...
Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития
детей
Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С п ...
Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами
лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах
средней школы
лингвострановедческий аутентичный общение обучение Рассматривая методику работы с аутентичными текстами, нельзя не отметить ее тесную связь с коммуникативным методом обучения иноязычному обучению. Два этих понятия вошли в дидактику преподавания иностранного языка одновременно, т.е. главным направле ...