Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ

Педагогические практики » Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ

Компьютерные науки и информационные технологии стали вездесущими и продолжают вносить в жизнь серьезные перемены, которые еще больше затрагивают практически все сферы образовательной и производственной деятельности. Компьютеры превратились в неотъемлемую часть современной культуры, и являются движущей силой экономического роста во всем мире. Информатика и средства информационных коммуникаций развивается с поразительной скоростью. Постоянно появляются новые технологии, а существующие становятся устаревшими. В такой ситуации выигрывают люди, которые могут учиться, умеют учиться и обладают необходимыми базовыми знаниями.

Информатизация российского образования дошла до каждой школы, и встает вопрос, как эффективно использовать имеющееся компьютерное оборудование, подключение к Интернету, цифровые образовательные ресурсы, представленные как на компакт-дисках, так и на образовательных порталах. Ответ на этот вопрос в целом очевиден – необходимо обеспечить в каждой школе функционирование полноценной информационной образовательной среды, позволяющей ученикам в полной мере оценить ее полезность и возможности.

Но спрос и мода на компьютерные технологии и информатику имеет и обратную сторону: некоторые школьники воспринимают ее на чисто внешнем, поверхностном уровне. Рассуждая о мультимедиа и виртуальной реальности, они не могут написать простенькую программу сортировки или редактирования, а с математикой испытывают проблемы. Такое потребительское отношение препятствует развитию их познавательных и творческих способностей, поэтому особенно важно использовать информационные технологии для всестороннего развития личности, а не только для развлечения.

Актуальность данного исследования объясняется прежде всего тем, что важность информатики для современной школы можно сопоставить по значению с введением всеобщей грамотности. Знание компьютера и информационных технологий для ученика является обязательным условием его дальнейшей полноценной жизни и деятельности. Потребительское отношение учащихся к информационным технологиям препятствует развитию их познавательных и творческих способностей, поэтому особенно важно применение факультативных занятий по информатике и ИКТ для всестороннего развития личности. Совокупность названных факторов и ряд других причин определяют актуальность выбранной нами темы.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между развитием познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ с одной стороны и недостаточным представлением методики ее развития на факультативных курсах в педагогической литературе.

Цель нашего исследования: изучение познавательной активности школьников, посещающих и не посещающих факультативные занятия, разработка методических рекомендаций по организации и проведению факультативных занятий по информатике и ИКТ, способствующих развитию познавательной активности учащихся, углублению и закреплению знаний, умений и навыков в области информатики и ИКТ.

Задачи исследования:

- определение роли и значения информатики и ИКТ в жизни современного школьника;

- анализ значения информационных технологий в формировании познавательной активности учеников;

- анализ возможностей факультативных занятий как способа развития познавательной активности и творческих способностей учеников в области информатики;

- разработка методики диагностики познавательных способностей и активности школьников, изучение этих показателей в двух независимых группах;

- изучение личностной познавательной активности школьников и сопоставление результатов по группам в целом;

- подготовка выводов и рекомендаций по развитию познавательной активности и способностей учеников с помощью факультативных занятий по информатике и ИКТ.

Объект исследования: процесс дополнительного обучения информатике учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: влияние факультативных курсов на познавательную активность обучающихся в области информатики и ИКТ.

Методы исследования:

- анализ специальной литературы, научных исследований и публикаций по теме исследования;

- разработка анкет и самостоятельный опрос школьников и их учителей с целью получения материала для собственного анализа и выводов;

- анализ результатов исследования, разработка выводов и рекомендаций для дальнейшей работы.

Гипотеза: Если изучение информатики и ИКТ в школьном курсе дополнить факультативными занятии, проводимыми с учетом разработанных методические рекомендаций по развитию познавательной активности и способностей учеников на факультативных занятиях, то это позволит развить познавательную активность учащихся, углубить и закрепить знания, умения и навыки учащихся в области информатики и ИКТ.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендации по развитию познавательных способностей школьников на факультативных занятиях по информатике и ИКТ.

Теоретической основой исследования выступают научные труды: (Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.А. Горюновой, Е.В. Ивановой, М.П. Лапчика, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, Ю.А. Первина, Т. Шеина, С. Симонович, а так же целый ряд научных публикаций, монографий, сборников и других книг, так или иначе затрагивающих выбранную тему.)

Методологической основой исследования являются научные труды педагогов (А. Ньюэлла, Г. Саймона, М.А. Холодной, Дж. Брунера, Р. Декарта, Л.П. Бадалиной, З.Д. Дмитриенко, Е.Е. Клопотовой, В.М. Козубовским, А.Г. Маклакова, Л.Ф. Тихомировой.)

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Салехарда

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении на основе современного состояния проблемы и анализа научных работ обосновывается выбор темы работы, определяется предмет исследования, формируется общая цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

В первой главе «Преподавание информатики и ИКТ в средней школе» рассматривается значение информатики и ИКТ для современного школьника, влияние информационных технологий на формировании познавательной активности учеников, а также влияние факультативных занятий на развитие творческих и познавательных способностей учеников в области информатики и ИКТ. Во второй главе «Изучение влияния факультативных курсов на познавательную активность учеников в области информатики и ИКТ» раскрывается суть эксперимента, характеристика испытуемых и методы исследования, оценивается уровень знаний по информатике и ИКТ у детей, посещающих и не посещающих факультативные занятия, интерпретируются результаты эксперимента и разрабатываются рекомендации для развития познавательных способностей школьников на факультативных занятиях по информатике и ИКТ.

Новости образования:

Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом ры ...

Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...

Педагогическое общение
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержаниемкоторого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого проц ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru