Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия

Педагогические практики » Факультативные курсы как средство развития познавательной активности ученика в области информатики и ИКТ » Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия

Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавателей, подтверждают это. Дети, посещающие факультативные занятия имеют более развитые познавательные способности и больше готовы к обучению и изучению новых материалов, нежели дети, не посещающие факультативы.

Мы наблюдали, с каким интересом они работают на уроках по информатике и, затем, на факультативных занятиях. Новая тема не представляет для них серьезной проблемы, напротив, они готовы углубленно изучать и опробовать ее на практике. Во второй группе также присутствовали дети, интересующиеся информатикой, однако их было значительно меньше.

Сравнивая результаты анкеты 1 (опрос учеников) мы наблюдаем разницу между показателями обеих групп.

Дети из первой группы проявляли больший интерес к урокам информатики. К компьютеру они относились не только как к игрушке, но и как к инструменту познания и творчества. Эти дети проводили больше времени за компьютером, при этом, не только развлекались, но и занимались другой деятельностью, направленной на реализацию творческих и познавательных потребностей. Спектр программ, используемых ими, был шире, нежели спектр программ второй группы, они чаще других создавали что-то с помощью компьютера и имели достаточно знаний для того, чтобы помогать своим сверстникам и друзьям во всем, что связано с компьютерами и компьютерной техникой. Эти дети адекватно представляют будущее и считают, что компьютер поможет им в работе, а возможно и станет главным инструментом.

Важно, что они используют компьютер для реализации своих познавательных способностей. Этот инструмент помогает им собирать и обрабатывать информацию, готовиться к занятиям и заниматься творчеством и это подтверждается ответами их учителей.

Во второй группе также встречаются дети, активные в познавательной сфере, хорошо знакомые с компьютером и открытые для новых знаний. Однако их количество в целом меньше и показатели ниже, что снизило средний результат по всей группе.

Для того чтобы подтвердить полученные результаты, мы предложили учителям ответить на вопросы другой анкеты, составленной для того, чтобы оценить познавательные способности их учеников. Вопросы были составлены таким образом, чтобы исключить прямых ответов и оценочных суждений со стороны преподавателей. По сути им нужно было только зафиксировать особенности поведения учеников на уроках.

В результате мы получили два ряда данных по обеим группам, сравнивая которые смогли шире понять изучаемую тему и подтвердить гипотезу. Была еще раз подтверждена корреляция между уровнем познавательных способностей и активности и их выбором в пользу посещения факультативных занятий по информатике и ИКТ.

Итак, согласно результатам анкетирования по второй методике, дети в первой (факультативной) группе более активны в сфере познания и творчества. Они больше времени занимаются умственной деятельностью, умеют сосредоточиваться на решении какой-либо задачи. С большим интересом и готовностью отвечают на нестандартные вопросы, требующие не только знаний, но и сообразительности, обсуждают прочитанные книги и полученные знания, личный опыт и опыт других учеников имеет значительную ценность, интеллектуальные задания и новые знания принимаются ими с положительными эмоциями и ожидаемы, во время занятий они свободно и активно задают вопросы и интересуются темой.

Еще раз отметим, что все это мы наблюдали и во второй группе, но в меньшем количестве и менее выражено в целом.

Итак, разработанные методики позволили нам выявить связь между познавательными способностями и посещением факультатива по информатике. Конечно, мы далеки от мысли, что факультативные занятия сделали познавательные способности детей столь выраженными. Напротив, причина посещения ими факультативных занятий состоит вероятней всего в том, что дети из первой группы изначально имеют более высокий уровень познавательных способностей и активности по сравнению с другими детьми. Стремление к познанию привело их на факультатив, а там уже при содействии учителя и при условии правильно составленной программы работы с детьми их познавательные способности получили еще большее развитие и реализацию.

Своим исследованием мы только открыли это направление в исследованиях, требуется изучение познавательных особенностей детей в разных группах и в большем количестве, при этом желательно использовать другие методики, больше приспособленные для качественных замеров и формализации результатов. Пока же остановимся на том, что дети, посещающие факультативные занятия по информатике и ИКТ имеют более высокий уровень познавательных способностей, нежели дети, не посещающие таких занятий.

Новости образования:

Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность
Рассмотренные в предыдущем параграфе особенности музейной коммуникации с точки зрения возможностей включения музея в педагогический процесс общества расширяют возможности воспитательной деятельности общества через использование инструментов музейной деятельности. Сегодня включение форм и средств му ...

История возникновения профильного обучения
Долгое время профильная ориентация в мире носила стихийный характер. Социальное положение родителей являлось тем главным фактором, который становился основополагающим для каждого ребенка. Иначе говоря, профессиональная ориентация полностью подменялась ориентацией социальной [24]. Недостаток квалифи ...

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru