Подход к эстетическому воспитанию в советское время

Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикой как важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся. В то же время подчеркивалось, что приобщение к красоте должно быть не обособлено от других сторон формирования личности школьника, а тесно связано с нравственным, умственным, физическим воспитанием.

В условиях обострения идейной борьбы проблемы эстетического воспитания молодых людей имели особую значимость. Характер производства и общественной жизни, материальные и духовные потребности социалистического общества выдвинули перед школой новые задачи, и в их числе развитие у детей творческих сил, стремления строить жизнь по законам красоты.

Понятие прекрасного в так называемой буржуазной эстетике подвергалось критике. "Философия субъективного идеализма истолковывает прекрасное либо как особого рода ощущения индивида, как замысловатую игру воображения, либо как идею, не связанную с реальностью, как божественное откровение. Любая из этих трактовок отрицает связь прекрасного с объективной действительностью" [11; 151].

Этой точке зрения была противопоставлена марксистско-ленинская эстетика, которая источником прекрасного признавала жизнь, общественную практику во всем ее многообразии. Прекрасное - это совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, будничным, а человеческие идеалы определяются социальным опытом, классовым сознанием людей. Учение марксизма-ленинизма о прекрасном, о закономерностях эстетического освоения и преобразования действительности стало методологической основой теории и практики эстетического воспитания.

Основные задачи эстетического воспитания в советской школе - это, во-первых, помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях, вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она ни проявлялась; развивать черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника; сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение; и, наконец, выработать у школьников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем облике, бытовой обстановке, а также к безыдейности, серости, антихудожественным произведениям искусства.

Новости образования:

Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...

Проблемы дидактизма в работах Роберта Оуэна
Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению) — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Эту науку определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происхо ...

Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru