Подход к эстетическому воспитанию в советское время

Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикой как важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся. В то же время подчеркивалось, что приобщение к красоте должно быть не обособлено от других сторон формирования личности школьника, а тесно связано с нравственным, умственным, физическим воспитанием.

В условиях обострения идейной борьбы проблемы эстетического воспитания молодых людей имели особую значимость. Характер производства и общественной жизни, материальные и духовные потребности социалистического общества выдвинули перед школой новые задачи, и в их числе развитие у детей творческих сил, стремления строить жизнь по законам красоты.

Понятие прекрасного в так называемой буржуазной эстетике подвергалось критике. "Философия субъективного идеализма истолковывает прекрасное либо как особого рода ощущения индивида, как замысловатую игру воображения, либо как идею, не связанную с реальностью, как божественное откровение. Любая из этих трактовок отрицает связь прекрасного с объективной действительностью" [11; 151].

Этой точке зрения была противопоставлена марксистско-ленинская эстетика, которая источником прекрасного признавала жизнь, общественную практику во всем ее многообразии. Прекрасное - это совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, будничным, а человеческие идеалы определяются социальным опытом, классовым сознанием людей. Учение марксизма-ленинизма о прекрасном, о закономерностях эстетического освоения и преобразования действительности стало методологической основой теории и практики эстетического воспитания.

Основные задачи эстетического воспитания в советской школе - это, во-первых, помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях, вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она ни проявлялась; развивать черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника; сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение; и, наконец, выработать у школьников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем облике, бытовой обстановке, а также к безыдейности, серости, антихудожественным произведениям искусства.

Новости образования:

Характерные особенности учеников, обучавшихся по развивающей программе
Ученики обоих классов первоначально мною были отмечены как самостоятельные, работоспособные, с хорошо развитым логическим мышлением, речью, сформированностью познавательного интереса. Учащиеся активно включались в работу, задавали вопросы, выдвигали гипотезы, обоснованно отстаивали свою точку зрени ...

Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...

Общие сведения о перспективе
Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: железная дорога. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Однако, если встать на пути и посмотреть вдаль, то будет казаться, что с удалением от наблюдателя, рельсы сходятся ближе, пок ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru