Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника; вторая группа обучалась по тематическому материалу разработанного курса для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Для проверки гипотезы обеим группам на протяжении всего обучения предлагалось написать тесты по пройденному материалу, после чего полученные результаты суммировались, и выводилось среднее арифметическое для каждой группы по каждому тесту. По итогам проведения данного контрольно-измерительного мероприятия было получено следующее соотношения средних баллов по двум группам:

Из приведенной диаграммы видно, что во второй группе, занимающейся по разработанным адаптированным материалам, средний результативный балл оказался выше. Хоть в начале обучения они шли почти ровно, и даже по одному из тестов первая группа набрала больше баллов, при дальнейшем обучении, ориентированном в основном на программировании, вторая группа показала неплохие результаты, в то время как первой было явно тяжело воспроизводить пройденный материал.

Полученные данные можно считать основой для серьезного глубокого исследования в области образования детей с ОВЖ. Разработка подобного материала, в сочетании с дистанционным способом обучения позволят улучшить качество приобретаемых учащимся знаний умений и навыков, а так же возможности применять их при решении не только образовательных, но и бытовых задач.

Анализ принципов и требований, предъявляемых к системе задач, и разработке учебных материалов в целом показал, что традиционные принципы и требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и восприятия детей конкретной категории, необходимо внесение корректировок и дополнений.

Были сформулированы 7 принципов, которые необходимо учитывать при разработке системы заданий, адаптированных для детей рассматриваемой категории.

На основе сформулированных принципов в среде дистанционного обучения разработан курс, содержащий тематический материал по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование». А так же приведены методические рекомендации по использованию данного материала.

Проведенный эксперимент показал, что использование адаптированных учебных материалов при обучении детей с ОВЖ существенно повышает результаты и глубину усвоения приобретаемых знаний умений и навыков.

Таким образом, выдвинутая гипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процесс разработанной системы заданий, полностью подтвердилась.

В результате проделанной работы был проведен анализ литературы по вопросу организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ.

Удалось сформулировать принципы и требования, предъявляемые к учебным материалам, используемым при обучении детей с ОВЖ. На основе данных принципов была разработана система заданий с инструктажем по ее выполнению.

Согласно результатам, проведенных исследований, можно утверждать о возможностях применения разработанных материалов при обучении детей с ОВЖ базовому курсу информатики.

Учащимися показаны высокие результаты овладения навыками работы по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование».

В процессе работы удалось добиться поставленной цели: разработать тематический материал в среде дистанционного обучения, адаптированной для детей с ОВЖ, по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование».

Выдвинутая гипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процесс разработанной системы заданий, полностью подтвердилась.

В дальнейшем планируется подготовка системы заданий по ряду других тем базового курса информатики для тетей с ОВЖ.

Несмотря на трудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированных материалов, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так и улучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективности развития и необходимости дальнейшего изучения данной темы.

Новости образования:

Значение дидактических игр
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий. Реально смена игровой де ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Письменная проверка
Письменная проверка по химии включает в себя: Кратковременные контрольные работы. Длительные контрольные работы. Химический диктант. Проверка письменных работ и тетрадей. Тесты. Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или ином ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru