Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Страница 1

Наиболее цельную и последовательную разработку и воплощение в российской общественно-педагогической мысли содержание национального образовательного идеала получает с середины XIX века. Политика правительства в отношении государственной образовательной системы, не смотря на значительные демократические перемены в общественном устройстве, оставалась прежней. В качестве ценностей-целей, идеала образования оно по-прежнему ориентировалось на православную религиозность, русскую великодержавность. В развитии государственной образовательной системы можно выделить третий период (1849-1871 г.г.), который характеризуется, с одной стороны, давлением государства на систему образования, а с другой, большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, в том числе и системы образования.

В российском образовании второй половины XIX - конца XIX века можно выделить два взаимотяготеющих процесса. Процесс либерализации общественной жизни приводит к усилению гражданской активности населения, к вовлечению к решению проблем национального просвещения самых разнообразных общественных сил, стремящихся уменьшить значение государства в этой сфере. С другой стороны, государственная власть не намерена была сдавать свои позиции в педагогической теории и практике и пытается отстоять собственные интересы в образовании. Население России, получившее в результате реформ гражданские права, стало испытывать явственную потребность в собственном образовании.

В 1849 г. вышел Указ о дополнениях к гимназическому уставу от 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное отделения, последнее начиналось с 4-ого класса. В первых трех классах, общих для всех, предметами обучения являлись Закон Божий, русский и славянский языки, математика, немецкий и французский языки, чистописание, черчение, рисование. В новых учебных планах основная часть учебного времени отводилась Закону божьему, древним языкам и математике. Были также включены гимнастика, пение, исключено преподавание законоведения. Педагогическим советам и учителям было предоставлено полное право выбора и корреляции учебных программ и учебников. В 1852 г. было создано три типа гимназий, каждый тип имел свой учебный план:

- гимназии, в которых сохранились древние языки, однако, изучение античных авторов заменялось изучением сочинений православных писателей;

- гимназии, в которых оставался латинский язык, а вместо учебных предметов классического цикла вводились изучение естествознания в описательном духе;

- гимназии, в которых основное место отводилось законоведению.

Гимназии этого времени страдали из-за того, что учебные планы постоянно перекраивались в зависимости от вкусов и пристрастий очередного министра народного просвещения.

В 1864 г. введен новый устав, по которому оставались только два типа гимназий - классическая гимназия (с двумя древними языками) и реальная. А в реальной гимназии в большем объеме изучались математика, естествознание, физика и черчение. Но право поступать в университет было только у выпускников классических гимназий, поэтому реальные стали в какой-то степени неполноценными. По свидетельству современников, в это время в России сложилась парадоксальная ситуация. Реальные гимназии были более популярными в обществе, но в них никто не шел, т.к. они не давали права на продолжение образования в высших учебных заведениях, а классические гимназии, будучи не любимыми, все равно не испытывали недостатка в притоке учащихся.

С другой стороны, именно этот период в России ознаменовался большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, что не прошло бесследно для народного образования. В 1856 г. вышла знаменитая статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» которая была опубликована в журнале «Морской сборник».

Вслед за В.Г. Белинским Н.И. Пирогов в качестве образовательного идеала выдвинул воспитание человечности в человеке - «иди и будь человеком . Значат ли эти слова, - писал Н.И. Пирогов, - что я добиваюсь невозможного, что я ищу в человеке земного совершенства, мечтательного гражданина вселенной или тому подобного?» (33, С. 342).

Ценность-цель образовательной системы им видится в том, чтобы она была направлена на «развитие гуманного воспитания в душе воспитываемых и составляет основную и окончательную цель воспитания» (33, С. 256). Образование Н.И. Пирогов рассматривает как нравственную необходимость, поэтому он - сторонник для всех бессословного и разностороннего образования. «Односторонний специалист - грубый эмпирик или . шарлатан. Он не знает идеала в жизни» (33, С. 271). Таким образом, основная задача образовательной системы Н.И. Пироговым видится в воспитании человека-гражданина.

Идеи Н.И. Пирогова о сущности национальной образовательной системы продолжил и развил К.Д. Ушинский. В истории отечественной педагогической культуры он впервые предпринял попытку научным путем обосновать процесс реформирования национальной образовательной системы. «Если в России когда-либо будет создана педагогическая теория и налажено школьное дело, то они, несомненно, получат национальный характер» (43, С. 124). Идея народности рассматривалась К.Д. Ушинским в таких работах, как «Три элемента школы», «О нравственном элементе в общественном воспитании», «Вопрос о народных школах», «Воскресные школы», «О пользе педагогической литературы» и др.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской равнинно-горной страны, на переходе от низких к высоким предгорьям Среднего Урала. Абсолютные отметки высот местности колеблются от 180 до 330 м., относительные от 13 до 89 м. Общий подъём м ...

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru