Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Страница 3

Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в свои учебники («Детский мир», «Родное слово») он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли в речи детей: сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.

В государственно-политическом устройстве России в этот период происходят демократические изменения, которые дали начало для включения народных масс в деятельность по управлению страной. В России возникают земства. Земствам было представлено право осуществлять руководство народным образованием на местах. Создается прецедент альтернативной государственной образовательной системе - возникает земская школа. Именно она последовательно реализовала принцип народности на практике и в процессе развития превратилась в основной тип народной школы.

Цели воспитания и образования в данных школах состояла в том, чтобы сделать ребенка полезным для народа. Здесь реально воплощалась идея К.Д. Ушинского о том, что школа должна готовить человека к «труду жизни». В земских школах уделялось большое значение воспитанию детей на основе семейных традиций, включавших обычаи, обряды, ритуалы, реликвии, церемониалы, нравственные народно-правовые формы человеческой деятельности. Главным демократическим завоеванием земства стало обеспечение русского народа бесплатным всеобщим начальным образованием.

Процесс обучения в земских школах был ориентирован на развитие чувства любви к своей Родине, чувства патриотизма. Этому способствовали традиционные предметы, такие как, Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, чистописание, арифметика, церковнопение. Было характерно расширение круга предметов, которые оказывали непосредственное влияние на формирование патриотического сознания. Вместе с тем в учебный план земские педагоги самостоятельно вводили такие предметы как история и краеведение, имеющих решающее значение в воспитании национального самосознания. Земство заботилось о развитии в школе прикладных знаний. Для этого при некоторых школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники, пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы. Эти занятия приближали детей к родной земле, учили их любви к Родине.

Учителя, расширявшие официально действующую программу, стремились использовать новые, более эффективные методы преподавания, дававшие большие возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений (беседы, посещение музеев, экскурсии и т.д.). Выработкой новых методов преподавания занимались такие видные земские педагоги как Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский и др.

К концу XIX века земства поднялись до уровня общегосударственного понимания проблем народного просвещения. Земские учреждения организовывали педагогические курсы для подготовки учителей, финансировали обучение в педагогических классах, собирали съезды народных учителей. Многие земские деятели занимались систематической переподготовкой учителей начальных школ.

Анализ идей земских деятелей позволяет выделить следующие ценностные характеристики идеи народности, национального воспитания: уменьшить непосредственное иностранное влияние на подрастающее поколение; активизировать общественную деятельность в сфере образования, которая позволит установить живую связь народа со школой; придать первенствующее значение изучению наук, у которых предметом является Родина (русский язык, история, русская литература, география с этнографией России); придать школьной обстановке национальный характер в бытовом, религиозном, эстетическом и всяких др. отношениях; укрепление в учащихся чувства законности и уважения к науке.

Деятельность земств не ограничивалась только созданием школ. Земская Учительская семинария им. К.Д. Ушинского была построена по «Проекту Учительской семинарии» К.Д. Ушинского, написанного им в 1861 году после анализа своей поездки в Германию. С конца 60-ых г.г. стали открываться земские учительские семинарии, это прообраз наших современных педагогических училищ. Подготовка народного учителя должна была быть организована следующим образом:

1. Учительские семинарии представляли собой закрытые учебные заведения - интернаты, куда поступали воспитанники из любого сословия по строгому отбору.

2. Знания, получаемые в семинариях, должны отличаться глубиной, энциклопедичностью, обстоятельностью и ясностью.

3. В семинарии учитель должен получить основательную психолого-педагогическую подготовку.

4. Учитель должен получить хорошую методическую подготовку по разным предметам и пройти педагогическую практику в специально организованной при семинарии образцовой школе.

5. Кроме того, учительская семинария должна готовить своих воспитанников не только к работе в народной школе, но и к жизни среди народа, чтобы быть ему нравственным примером и оказывать необходимую в его жизни помощь полезными знаниями.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Сущность метода воспитывающих ситуаций
Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. В чем заключается суть данного метода? Воспитывающая ситуация – это такая пр ...

Массаж карандашами в логопедической коррекции
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упра ...

Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты
Накопление личного и коллективного опыта обучения, обмен им и практическое его использование возможны только потому, что в обучении в разных классах и школах проявляются общие зависимости между содержанием и приемами обучения, с одной стороны, и его образовательно-воспитательными результатами - с д ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru