Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Педагогические практики » Национальный идеал в образовании России 19 века » Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы

Страница 2

Следует заметить, что сама идея народности была высказана задолго до К.Д. Ушинского. Применительно к литературе и искусству она была глубоко развита революционерами-демократами В.Г. Белинским и А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. Эта идея порождалась всем ходом экономического и социального развития страны. Она была связана с борьбой крестьянских масс против крепостничества, с наступавшим в 60-ых годах XIX в. Народническим этапом освободительного движения в России. Освободительное движение было главным фактором развития прогрессивной культуры: русская культура прониклась идеями социальной справедливости, сочувствием к нуждам и страданиям порабощенного народа, приобретала благородные черты гуманизма, вдохновляла всех честных людей на служение народу.

Однако, заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что он одним из первых разработал педагогическую концепцию народности общественного воспитания в России, которая послужила методологическим ориентиром для реформации образовательной системы и самое главное, она определила направление поиска ценностей-целей, т.е. национального образовательного идеала. По мнению К.Д. Ушинского, в основе воспитания любого народа должны находиться обусловленные жизнью этого народа и соответствующие его характеру национальные идеалы.

К.Д. Ушинский в качестве сущностной основы идеала кладет в основу народность. Он пишет: «Народность является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенностей своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью. Развивая все жизненные процессы общества (экономику, культуру, технику), именно он и является творцом истории. Как высоко не был развит отдельный человек, он всегда будет стоять ниже народа» (45, т. 2, С. 161). К.Д. Ушинский приходит к выводу: поскольку народ не представляет собой единого целого, то и воспитание не одинаково для разных социальных групп.

К.Д. Ушинский выступал против слепого подражания и механического перенесения на русскую почву сложившихся у других народов, в других исторических условиях педагогических систем, но это не означало национальной замкнутости и ограниченности. Он писал: «Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам, теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы знать, вместо всех прочих, одну черту западного образования - черту уважения к своему отечеству, а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам знать ее не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины». Напротив, идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского была направлена и против славянофилов, которые идеализировали патриархальные традиции и обычаи старой России. Изучив опыт образовательных систем ряда зарубежных стран, он пришел к выводу, что сущностные основания воспитания и цель его и, следовательно, народный, национальный образовательный идеал различен у каждого народа и определяется народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому.

К основным сущностным характеристикам народности, которые необходимо положить в основу национальной образовательной системы, он относил: изучение жизни народа, его потребностей; устранение правительственно-бюрократического подхода в решении вопросов народного образования, опеки министерства просвещения над народными школами; создание общественного мнения к педагогическим вопросам (открытая борьба мнений поможет выработать нужный тип школы); передача народного образования в руки самого народа; в образовательной системе должен присутствовать приоритет родного языка и литературы, родной истории и природы.

Педагог строит свое понимание народного образования на основе уважения личности. Понимание души ребенка, по его мнению, является неотъемлемой частью национального образования и воспитания, также как и знание психики ребенка. Идея педагогического гуманизма как основа построения и развития русской школы была впервые поставлена К.Д. Ушинским. В статье «Сочинения Пирогова» он писал о необходимости «развития прежде всего и более всего гуманности в человеке, человека в человеке ., воспитать сначала в дитяти человека, а потом уже на этом прочном основании строить какое угодно здание» (44, с. 30-31).

Основу народности К.Д. Ушинский видел в истории народа, отраженную в родном языке и литературе. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековой общественный опыт. Особое внимание К.Д. Ушинский уделял роли языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, к его традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории. Он считал, что слово - воспитатель доброты, честности, гуманности, чувства общественного долга, любви к природе, к труду, воспитатель широких эстетических вкусов.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начин ...

Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...

Понятие об игре
Игра — наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru