Методы проблемного обучения

Страница 3

Приемы, которые облегчают поиски путей выполнения учебно-исследовательских заданий, такие:

а) дополнительная информация (в виде схематического изображения предметов, явлений, процессов, дополнительных наблюдений за ними; актуализации жизненного опыта; просмотра видео- и кинофильмов);

б) повторение способа выполнения аналогичных заданий;

в) решение аналогичных, но более простых заданий;

г) указание на аналогии;

д) постановка дополнительных вопросов, которые направляют ход рассуждения;

е) актуализация общих законов, правил, принципов и закономерностей, которые будут способствовать объяснению или предвидению фактов, действий.

В процессе управления самостоятельной поисковой деятельностью школьников сначала преобладает сочетание средств наглядности со словом, потом – слова со средствами наглядности. Это изменение связано с накоплением у детей запаса опорных знаний и умений, приобретением опыта творческой деятельности.

Доказательство правильности суждения – одно из важных звеньев решения проблемы. Дети выполняют систему последовательных действий, направленных на отбор и группирование фактов, установление определенных связей, осуществление обобщений и формулирование предыдущих выводов. Итогом такой работы является подтверждение суждения, определенной степенью его уточнения и расширения, или отрицания, то есть доказательство его ошибочности. Кроме того, суждение выступает для ребенка управляющим принципом, который определяет промежуточные цели и конкретные задачи исследования, направляет поиск. На этом этапе управление самостоятельной познавательной деятельностью детей состоит в направлении исследований соответственно правильно построенным суждениям. Приемы корректирования и регулирования могут быть такими, как и на предыдущем этапе.

На последнем этапе ученики делают общий вывод и сравнивают его с определенными целями. Анализ выполнения учебно-исследовательского задания является завершающим элементом педагогического руководства. Он обеспечивает полное осознание всеми учениками класса каждого этапа решения проблемы, понимание сути допущенных ошибок, ценности применения отдельных действий и операций. Анализ проводится путем фронтальной беседы.

В процессе использования проблемных методов обучения знания и умения, которые имеются в опыте детей, выступают средствами организации их деятельности, то есть они осваиваются на новом уровне – применения в новой ситуации. Выделение и решение проблемы не только позволяет овладевать опытом оперирования усвоенными знаниями и умениями, но и приобрести новые, которые являются продуктом их творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Новости образования:

Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...

Принципы структурной алгоритмизации
На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование "сверху – вниз". Эта технология программирования представляет собой процесс пошагово разбиения алгоритма на все более мелкие части с целью получить такие элементы, для которых можно легко ...

Практическая разработка листов рабочей тетради
Вид урока: урок формирования новых знаний Цель: · обучающая (формирование новых понятий и процессов) · воспитательная (воспитание управленческих качеств у обучаемых) · развивающая (развитие навыков управления и контроля) Задачи: сформировать ясное понятие организационного проектирования, реструктур ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru