Перестройка системы образования Украины, дальнейшее усовершенствование учебного процесса в общеобразовательной, в том числе и в начальной школе ставит вопрос об усовершенствование в первую очередь организационных форм и методов обучения на уроках природоведения. В свою очередь методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках отдельных учебных предметов.
Школьников следует приучать к применению своих знаний и умений, подготавливая их к творческой деятельности в будущем. Учебная деятельность должна носить, насколько это возможно, творческий характер. Этому соответствует проблемное обучение. Проблемные ситуации отражают наличие тех или иных противоречий объективной реальности, проявляющихся, в частности, в научных и учебных процессах.
Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею; в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
Актуальность темы – использование проблемных ситуаций на уроках природоведения – одна из важнейших общеметодических задач.
Объект исследования – процесс использования проблемных ситуаций на уроках природоведения.
Предмет исследования – методы, приемы использования проблемных ситуаций на уроках природоведения
Цель – раскрыть методику использования проблемных ситуаций на уроках природоведения. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний повысилось качество учебной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть вариантность дидактического материала.
2. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по использованию проблемных ситуаций на уроках природоведения
3. Показать использование проблемных ситуаций на уроках природоведения
Гипотеза – использование проблемных ситуаций на уроках природоведения является одним из первых средств повышения качества учебной деятельности младших школьников. Уроки, проведенные с применением проблемных ситуаций, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу природоведения. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися природоведческого материала.
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой области.
2. Социолого-педагогический – анализ письменных работ учащихся;
3. Статистический – обработка полученных в ходе эксперимента данных.
4. Метод моделирования – составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.
Новости образования:
Анализ передового педагогического опыта
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой ...
Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой
природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Экспериментальная работа по проблеме использования игры в формировании элементарных экологических представлений детей пятого года жизни проводилась на базе МДОУ № 85 "Гвоздика" г. Ульяновска. В ней принимали участие дети старшей группы. Список детей старшей группы. 1. Полина Н Аня К. 2. Ю ...
Формирование культуры общения у учеников
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...