Готовность учеников решать проблемные задания

Страница 2

Опережающее накопление учениками необходимых знаний и предметных умений.

Эта работа вызвана спецификой природоведческого содержания. Ведь большинство фактов, которые являются основой поисковой деятельности, осваиваются в ходе продолжительных наблюдений, опытов. Выполняя опережающие задания, ученики одновременно с необходимыми знаниями овладевают и собственно предметными умениями, которые будут использовать как средство поиска новых знаний и способов деятельности. Так, например, к обобщающему уроку по теме «Весенние смены в природе», ученики наблюдали за последовательностью прилета перелетных птиц в свою местность. На уроке под руководством учителя они анализируют записанные термины прилета и делают выводы, что первыми прилетели грачи и скворцы; позже – ласточки, кукушки, соловьи, то есть птицы прилетают в разное время. Далее учитель принуждает детей к осознанию проблемы и формулированию ее в виде вопроса; «Почему одни птицы прилетают раньше, а другие – позже?»

Фронтальная и индивидуальная актуализация опорных знаний, умений и навыков.

В процессе фронтальной актуализации ученики всего класса одновременно исполняют одинаковое по содержанию репродуктивное задание. В большинстве случаев цель такого вида работы – это повторение известных знаний, умений и навыков, которые являются способом поиска новых. Например, на уроке по вышеупомянутой ранее темой формулируется проблемное задание: «Почему подснежник, пролесок, мать-и-мачеха, в отличие от других растений, растут, расцветают и развиваются ранней весной?» сначала с учениками проводится фронтальная беседа с целью актуализации знаний и умений:

Что такое орган растений? (Орган – это часть растений)

Какие органы имеет растение? (Растение имеет корень, стебель, листок, цветок, плод и семена)

Какое значение для растений имеет корень? (Корень вбирает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами)

Для чего растениям нужна вода и питательные вещества? (За счет воды и питательных веществ растение растет)

Растет ли растение во все времена года? (Нет, зимой растение не растет)

Если не растет, то в каком состоянии оно находится? (Оно находится в состоянии покоя)

Почему растение зимой не растет? (Зимой растение не растет, потому что почва и вода замерзают)

Может ли корень поглощать воду с питательными веществами в таком состоянии? (Корень не может всасывать замерзшую воду)

Продолжите предложение: а это значит, что в растение не поступает… (Вода с питательными веществами)

Рассматривая состояние растения ранней весной дети делают вывод, что растение в это время года находятся в состоянии покоя, потому, что земля еще замерзшая. Затем они знакомятся с раннецветущими растениями (гербарии, рисунки, кадры фильмов), которые расцветают в этот период. Возникают противоречия между усвоенными знаниями и новыми фактами.

Индивидуальная актуализация осуществляется путем использования вариативных и репродуктивных заданий, которые дифференцируются по уровню помощи учителя. Дети с высоким уровнем развития выполняют задания самостоятельно, со средним – получают неполную инструкцию, а с низким – алгоритм выполнения.

Индивидуальная актуализация проводится и устно, и письменно.

Привлечение школьников к решению проблемы требует овладения поисковыми умениями, то есть умениями выполнять все его этапы. Специфика формирования поисковых умений состоит в том, что они происходят не по образцу, а в процессе собственной творческой деятельности каждого ученика.

Творческая учебно-познавательная деятельность учеников обуславливается учебными проблемными заданиями. Она осуществляется с разным уровнем самостоятельности учеников и организовывается учителем разными методами: проблемного изложения, эвристическим (частично поисковым) и исследовательским (поисковым).

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание. Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспит ...

Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те "психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период ...

Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru