Опережающее накопление учениками необходимых знаний и предметных умений.
Эта работа вызвана спецификой природоведческого содержания. Ведь большинство фактов, которые являются основой поисковой деятельности, осваиваются в ходе продолжительных наблюдений, опытов. Выполняя опережающие задания, ученики одновременно с необходимыми знаниями овладевают и собственно предметными умениями, которые будут использовать как средство поиска новых знаний и способов деятельности. Так, например, к обобщающему уроку по теме «Весенние смены в природе», ученики наблюдали за последовательностью прилета перелетных птиц в свою местность. На уроке под руководством учителя они анализируют записанные термины прилета и делают выводы, что первыми прилетели грачи и скворцы; позже – ласточки, кукушки, соловьи, то есть птицы прилетают в разное время. Далее учитель принуждает детей к осознанию проблемы и формулированию ее в виде вопроса; «Почему одни птицы прилетают раньше, а другие – позже?»
Фронтальная и индивидуальная актуализация опорных знаний, умений и навыков.
В процессе фронтальной актуализации ученики всего класса одновременно исполняют одинаковое по содержанию репродуктивное задание. В большинстве случаев цель такого вида работы – это повторение известных знаний, умений и навыков, которые являются способом поиска новых. Например, на уроке по вышеупомянутой ранее темой формулируется проблемное задание: «Почему подснежник, пролесок, мать-и-мачеха, в отличие от других растений, растут, расцветают и развиваются ранней весной?» сначала с учениками проводится фронтальная беседа с целью актуализации знаний и умений:
Что такое орган растений? (Орган – это часть растений)
Какие органы имеет растение? (Растение имеет корень, стебель, листок, цветок, плод и семена)
Какое значение для растений имеет корень? (Корень вбирает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами)
Для чего растениям нужна вода и питательные вещества? (За счет воды и питательных веществ растение растет)
Растет ли растение во все времена года? (Нет, зимой растение не растет)
Если не растет, то в каком состоянии оно находится? (Оно находится в состоянии покоя)
Почему растение зимой не растет? (Зимой растение не растет, потому что почва и вода замерзают)
Может ли корень поглощать воду с питательными веществами в таком состоянии? (Корень не может всасывать замерзшую воду)
Продолжите предложение: а это значит, что в растение не поступает… (Вода с питательными веществами)
Рассматривая состояние растения ранней весной дети делают вывод, что растение в это время года находятся в состоянии покоя, потому, что земля еще замерзшая. Затем они знакомятся с раннецветущими растениями (гербарии, рисунки, кадры фильмов), которые расцветают в этот период. Возникают противоречия между усвоенными знаниями и новыми фактами.
Индивидуальная актуализация осуществляется путем использования вариативных и репродуктивных заданий, которые дифференцируются по уровню помощи учителя. Дети с высоким уровнем развития выполняют задания самостоятельно, со средним – получают неполную инструкцию, а с низким – алгоритм выполнения.
Индивидуальная актуализация проводится и устно, и письменно.
Привлечение школьников к решению проблемы требует овладения поисковыми умениями, то есть умениями выполнять все его этапы. Специфика формирования поисковых умений состоит в том, что они происходят не по образцу, а в процессе собственной творческой деятельности каждого ученика.
Творческая учебно-познавательная деятельность учеников обуславливается учебными проблемными заданиями. Она осуществляется с разным уровнем самостоятельности учеников и организовывается учителем разными методами: проблемного изложения, эвристическим (частично поисковым) и исследовательским (поисковым).
Новости образования:
Протест
На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир «Я», для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим ...
Положение о проведении химической игры
I-я городская игра по химии для школьников организовалась и проводилась Центром по работе с одаренными детьми «Дар» Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону при поддержке МУ «Управление образования города Ростова-на-Дону», Департамента химии Южного федерального университета, Донско ...
Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...