Педагогическая деятельность

В.А. Сухомлинский был человеком целеустремленным. Всю свою сознательную жизнь он без остатка отдал делу коммунистического воспитания детей. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг «Сердце отдаю детям».

Расцвет педагогического творчества В.А. Сухомлинского приходится на 50-60-е годы. К этому времени советская школа и педагогическая наука оставили далеко позади годы становления и вошли в стадию зрелости. Наша школа, а вместе с ней и педагогическая наука выдержали тягчайшие испытания Великой Отечественной войны и всему миру продемонстрировали принципиальные преимущества советской системы образования и воспитания молодого поколения.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово.

Его занимали разные аспекты коммунистического воспитания молодого поколения: идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве. Глубоко интересовали Сухомлинского проблемы дидактики, но и здесь его внимание привлекала прежде всего воспитательная сторона процесса обучения: как при правильной организации всего процесса обучения и воспитания добиться всестороннего развития школьников, которым предстоит жить и работать в коммунистическом обществе.

Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей и общественностью, и ему многое удалось сделать в этой важной сфере педагогического труда.

Что же было главным в деятельности выдающегося педагога? Это прежде всего дальнейшее раскрытие в его работах идейных основ советской педагогической теории, популяризация подлинно научных, демократических и гуманистических принципов воспитания и образования, разработанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, В.И. Лениным и развитых Коммунистической партией Советского Союза. В.А. Сухомлинский был глубоко убежден, что «главная исходная позиция советской педагогики - идейно-педагогическое наследие В.И. Ленина», что «в неисчерпаемой сокровищнице ленинской мудрости - богатейший источник знаний, мысли, вдохновения для каждого учителя, пропагандиста, партийного работника», что советская школа призвана учить молодое поколение по-ленински жить, бороться и трудиться.

Всю систему педагогических требований и рекомендаций В.А. Сухомлинский объединял вокруг вопросов воспитания коммунистической гражданственности, которая включает в себя глубокую идейную убежденность, коммунистическую мораль, социальную активность, советский патриотизм и пролетарский интернационализм,коммунистическое отношение к труда, непримиримость к буржуазной идеологии.

Коммунистическая гражданственность органически слита также с гуманизмом в классовом, пролетарском его понимании.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он писал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»

Из системы взглядов В.А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: задача средней школы - воспитывать человека, который бы в любой области полезной для общества деятельности смог подняться на наивысшую ступень гражданственности.

Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности.

В своих произведениях В.А. Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания - его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Если, доказывал он, в целостной системе педагогического действия пренебречь хотя бы одним из звеньев, органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности.

сухомлинский педагогический философский наследие

Новости образования:

Попытки доказательства V постулата Евклида
параллельный геометрия учащийся треугольник Первые 28 предложений «Начал» не опираются на V постулат, возможно Евклид старался отодвинуть применение этого постулата до тех пор, пока использование его не станет настоятельно необходимым. Попытки доказать пятый постулат продолжались с тех пор в течени ...

Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природ ...

Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает отношение к объектам растительного и жив ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru