Развитие профильного обучения при преподавании химии

Систему профессиональной ориентации следует рассматривать, применяя к ней системно-структурный подход и характеризуя каждый из ее элементов. Решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией, является важной задачей всего коллектива учителей каждой школы. Системный подход к этой важнейшей государственной проблеме помогает найти долю участия учителя химии в этой работе.

В ходе изучения химии у учащихся формируется общий кругозор, включающий сведения о задачах химизации народного хозяйства, об основных принципах современного химического производства, о рабочих и технологических профессиях (лаборантах, операторах, гальванистах и т.д.) [28].

Способности учащихся к химической профессии помогают выявить индивидуальные задания. Эти задания проверяют умение учащихся логически мыслить, анализировать, синтезировать, обобщать, делать теоретические выводы и применять их для последующего усвоения новых знаний, их актуальность и точность, умение проводить целенаправленное наблюдение и объяснять наблюдаемые явления, выявляют способность к техническому конструированию и др.

Важным условием выбора учащимися химической профессии является воздействие личности учителя, увлеченного своим делом, умеющего передать чувство гордости профессией химика.

В библиотеках есть необходимая литература, информирующая учащихся о химических профессиях в популярной форме, чтобы они могли определить свое отношение к ним, а также подготовить доклады, рефераты, на соответствующую тему.

Содержанием работы по профориентации является, прежде всего, переосмысление в этом направлении химического материала. Особого внимания заслуживают политехнические темы, в которые нужно обязательно включить информацию о химических профессиях.

Профпросвещение – это информация о химических профессиях, в которых нуждается производство. Чтобы заинтересовать учащихся этими профессиями, нужна их пропаганда.

Профвоспитание – это формирование на основе изучения личности учащихся их склонностей и способностей устойчивого интереса к химическим профессиям. Профконсультация – индивидуальная работа, аргументированная беседа с учащимися, которые колеблются в выборе профессии.

Формы профориентационной работы:

1. Урок высокого качества, что само по себе является косвенным стимулом профориентации учащихся. На уроке разъясняют сущность химических профессий, не перегружая учащихся излишней информацией, не занимая дополнительного времени [4].

Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений, формул создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает музыкальное, художественное, литературное оформление урока химии. В разумной мере применений стихов, музыки, репродукции картин украшает урок, положительно влияет на процесс восприятия [9].

2. Экскурсии на предприятия, в музей, в агрохимические и другие лаборатории, в аптеки, в ПТУ химического профиля и т.д.

Производственная практика, проводимая в цехах предприятия, обладает мощным профориентационным воздействием. Функцию профориентации активно выполняют факультативы, особенно «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в промышленности», «Основы химического анализа», а также разные виды внеклассной работы.

Широко используются лекции о химических профессиях, встречи со специалистами, вечера, диспуты, конференции, конкурсы.

Методы профориентационной работы по химии также разнообразны. Большую роль в ней играет химический эксперимент, особенно лабораторные опыты и практические занятия, решение экспериментальных задач, позволяющие учащимся проявить творческое отношение к изучаемому материалу [4].

Также внеклассная работа предоставляет большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке [15].

Методы наглядной агитации также используются в профориентационной работе: использование кинофильмов, стендов, посвященных химическим профессиям, а также графиков развития химической промышленности и других отраслей народного хозяйства, в которых отражены достижения химической науки.

Учителю химии полезно создать в химическом кабинете уголок профориентации, где будет находиться стенд с перечнем химических профессий, указанием учебных заведений, которые обучают этим профессиям, и их местонахождения, агитационным материалом для учебных заведений. Здесь же помещают справочники для поступающих в ПТУ, техникумы, институты, где готовят специалистов химического профиля [4].

Новости образования:

Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элемента ...

Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов
Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека. Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2). Разработанная анкета состоит из двух блоков « ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru