Другой исследователь, автор учебника «Логоритмика» Э.Килинска-Эвертовска, развивая положения Жак - Далькроза, определяла следующие условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки - это правильное восприятие музыкального сюжета и характера произведения, слуховой анализ музыкального содержания слушаемого произведения и способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности), что делает возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и моторного развития. Э.Клинска-Эвертовска на основе своих исследований сделала вывод, что логоритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в коррекции различных речевых нарушений.
Продолжателем идей Эмиля Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Карл Орф считал, что достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу таких занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.
Таким образом, логопедическая ритмика все более широко используется в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия и в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.
Проблема коррекции нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста широко освещена в психолого-педагогической литературе. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи. Все структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются не только у детей дошкольного возраста, но и в процессе обучения в школе. Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи.
«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984г.) предусматривает задачу по совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста всех сторон звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, устранение дефектов звукопроизношения, развитие речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного и голосового аппаратов, формирование умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения. А также воспитание у детей ясной дикции.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1987 г.) выявлена задача: «Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Продолжать развивать фонематический слух».
Программе «Детство» в старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. Считается, что к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневного речевого общения.
Базисная программа развития ребенка дошкольника «Истоки» ставит перед воспитателями такую задачу: «Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно, регулировать темп и громкость произнесения, интонацию».
В настоящее время в нашей стране имеется широкая сеть логопедических детских садов, в которых помогают детям, имеющим дефекты речи. В специализированных речевых учреждениях, в которых проводятся логоритмические занятия, познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи решаются совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.
Новости образования:
Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...
Формирование воображения у детей
В определении истоков формирования воображения исходили из общего убеждения в том, что психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая это имеющееся качество. Таким качеством представляется изначальная активность ребенка, с ...
Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников
экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...