Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

Педагогические практики » Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве » Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

Страница 2

На занятиях со специалистом разрабатывается общая программа изменения поведения ребенка, которая может не подойти конкретной семье.

Родители же не имеют возможности консультироваться со специалистом по поводу возникающих вопросов, корректировке программы.

В странах Америки и Западной Европы получил свое распространение курс воспитания родителей Джин Иллсли Кларк [28].

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии [37].

В ходе тренинга родитель овладевает знаниями о особенностях развития ребенка, обучается навыкам взаимодействия (полезному поведению) с ним в соответствии с возрастными задачами [28].

Также в США идет активное обучение родителей по программе Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» [38]. В этой модели внимание концентрируется на навыках общения родителя. Задачи работы с родителями сводятся к тому, чтобы родители освоили три основные умения:

активно слушать

умение выражать свои чувства и слова доступно для понимания ребенка

использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных ситуаций (умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами договора были довольны оба участника)

На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

Вклад в изучение взаимодействия между родителями и детьми внесли представители бихевиорального направления. Здесь все усилия специалистов направлены на обучение родителей методике изменения поведения ребенка. Таким образом, данная модель является учебно-теоретической, направлена на привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения.

Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к:

привитие родителям навыков социального наблюдения (диагностики)

обучение родителей принципам теории и применению их при воспитании детей

обучение родителей созданию программы для изменения поведения ребенка (систему позитивных подкреплений, негативных санкций и методов игнорирования) [28].

Треннинговые программы имеют ряд преимуществ: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия, позволяют родителям лучше понять себя и своего ребенка, овладеть новыми навыками общения. Но и в данном типе программ возникает сложность осуществления переноса полученных знаний и навыков из ситуации тренинга во взаимодействие с ребенком.

Группой авторов во главе с К. Хундейде, разработана программа выстраивания отношений взрослого с ребенком раннего возраста «Программа развития чувствительности» (ICDP), цель которой – развитие чувствительности воспитателей и укрепление естественного диалога, важного для позитивного развития и адаптации ребенка [31].

Формы работы с родителями по программе:

групповая – родители без детей

индивидуальная – родители с ребенком

Авторы программы выделяют 8 принципов построения хорошего диалога, которые собранны в брошюре, которая выдается родителям в начале групповой работы.

Для выстраивания эффективного диалога с ребенком, родителям необходимо:

Проявлять положительные эмоции по отношению к ребенку.

Следовать за интересом ребенка

Помогать ребенку в концентрации внимания

Предавать смысл впечатлениям ребенка

Помогать ребенку в контроле – позитивно ограничивать его действия [31].

Эта программа, на наш взгляд, эффективна для обучения родителям навыкам взаимодействия с детьми раннего возраста, так как качества, которые формируются у родителей, отвечают потребностям ребенка раннего возраста, родители могут получить не только консультацию специалиста, но и при его поддержке выстраивают диалог с ребенком. Но недостатком данной программы является несистематичность, сессионность проведения встреч с семьями. При переходе ребенка от одного возрастного этапа к другому, изменению семейной ситуации качество диалога может меняться, а программа не предусматривает дальнейшее сопровождение семьи.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Информатизация системы российского образован
Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережа ...

Решение промежуточных задач по самоконтролю
Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физиче ...

Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru