Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

Педагогические практики » Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве » Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком

Страница 2

На занятиях со специалистом разрабатывается общая программа изменения поведения ребенка, которая может не подойти конкретной семье.

Родители же не имеют возможности консультироваться со специалистом по поводу возникающих вопросов, корректировке программы.

В странах Америки и Западной Европы получил свое распространение курс воспитания родителей Джин Иллсли Кларк [28].

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии [37].

В ходе тренинга родитель овладевает знаниями о особенностях развития ребенка, обучается навыкам взаимодействия (полезному поведению) с ним в соответствии с возрастными задачами [28].

Также в США идет активное обучение родителей по программе Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» [38]. В этой модели внимание концентрируется на навыках общения родителя. Задачи работы с родителями сводятся к тому, чтобы родители освоили три основные умения:

активно слушать

умение выражать свои чувства и слова доступно для понимания ребенка

использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных ситуаций (умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами договора были довольны оба участника)

На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

Вклад в изучение взаимодействия между родителями и детьми внесли представители бихевиорального направления. Здесь все усилия специалистов направлены на обучение родителей методике изменения поведения ребенка. Таким образом, данная модель является учебно-теоретической, направлена на привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения.

Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к:

привитие родителям навыков социального наблюдения (диагностики)

обучение родителей принципам теории и применению их при воспитании детей

обучение родителей созданию программы для изменения поведения ребенка (систему позитивных подкреплений, негативных санкций и методов игнорирования) [28].

Треннинговые программы имеют ряд преимуществ: детальная работа с переживаниями, ценностями родителей, формирование и отработка навыков эффективного взаимодействия, позволяют родителям лучше понять себя и своего ребенка, овладеть новыми навыками общения. Но и в данном типе программ возникает сложность осуществления переноса полученных знаний и навыков из ситуации тренинга во взаимодействие с ребенком.

Группой авторов во главе с К. Хундейде, разработана программа выстраивания отношений взрослого с ребенком раннего возраста «Программа развития чувствительности» (ICDP), цель которой – развитие чувствительности воспитателей и укрепление естественного диалога, важного для позитивного развития и адаптации ребенка [31].

Формы работы с родителями по программе:

групповая – родители без детей

индивидуальная – родители с ребенком

Авторы программы выделяют 8 принципов построения хорошего диалога, которые собранны в брошюре, которая выдается родителям в начале групповой работы.

Для выстраивания эффективного диалога с ребенком, родителям необходимо:

Проявлять положительные эмоции по отношению к ребенку.

Следовать за интересом ребенка

Помогать ребенку в концентрации внимания

Предавать смысл впечатлениям ребенка

Помогать ребенку в контроле – позитивно ограничивать его действия [31].

Эта программа, на наш взгляд, эффективна для обучения родителям навыкам взаимодействия с детьми раннего возраста, так как качества, которые формируются у родителей, отвечают потребностям ребенка раннего возраста, родители могут получить не только консультацию специалиста, но и при его поддержке выстраивают диалог с ребенком. Но недостатком данной программы является несистематичность, сессионность проведения встреч с семьями. При переходе ребенка от одного возрастного этапа к другому, изменению семейной ситуации качество диалога может меняться, а программа не предусматривает дальнейшее сопровождение семьи.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Значение музыкального воспитания
Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства. Предметом теории и методики музыкального воспитания детей являются вопросы целенаправленного управления процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установление взаимосв ...

Особенности языка программирования Pascal ABC
В языке Pascal ABC любая переменная характеризуется своим типом. Под типом в данном случае понимается множество значений, которые может принимать переменная и, как следствие, множество операций, допустимых над переменной.Паскаль является языком жесткой типизации. Это означает, что тип переменной оп ...

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры
Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обуче ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru