Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения

Педагогические практики » Анализ подходов к обучению » Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения

В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-психологических и общеучебных проблем, сказывающихся на успешности усвоения ими курса математики на следующем этапе. Трудности с адаптацией возникают у учеников даже при переходе из начальной школы в среднюю в случае, когда они работают по одной дидактической системе. Тем более они вероятны, если вместе с условиями обучения меняется система обучения.

С проблемой преемственности наиболее остро мне пришлось столкнуться в 2007 году, когда я стала вести математику в двух пятых классах – 5 «А» и 5 «В». Дело в том, оба класса обучались в начальной школе по развивающей программе «Школы 2000…», учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. К сожалению, по настоянию родителей 5 «В» класса, в средней школе пришлось перейти к учебнику под редакцией Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., в то время как ученики 5 «А» класса продолжили обучение по прежней развивающей программе.

Безусловно, основные задачи, методы и формы работы по традиционной и развивающей системами обучения значительно разнятся, что наглядно показано в сравнительной таблице

Традиционное обучение

Развивающее обучение

1. Основная задача

– добиться усвоения учащимися знаний, овладения общими и специальными умениями и навыками

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

2. Ребенок

– условие реализации педагогических задач

Позиция ребенка: ведомый: «Меня учат»

– цель педагогической деятельности

Позиция ребенка: субъект: «Я учусь»

3. Отношение, общение участников процесса

Тип отношений: руководство и подчинение (исполнение)

Деятельность – функционально-распределенная

Общение: вертикальное

Позиция учителя: «Я над вами»→ информатор

Содержание коммуникации: обмен деловой информацией (знаниями о предмете)

Тип отношений: сотрудничество, партнерство.

Деятельность – совместно-распределенная

Общение: горизонтальное, межличностное

Позиция учителя: «Я с вами»→ консультант, организатор диалога

Содержание коммуникации: обмен мыслями о предмете, поиск смысла деятельности, оценка результатов

4. Доминирующие методы и формы

– объяснительно-иллюстративные, репродуктивные;

– фронтальная форма познавательной деятельности;

– индивидуальная форма познавательной деятельности

– проблемные, поисковые, исследовательские методы самостоятельной работы;

Действует технология: «Думаю сам, делюсь с товарищами, сообщаю классу, слушаю других, делаю вывод

Новости образования:

Контрольный эксперимент и его анализ
Чтобы проследить возможности развития импрессивной речи, а также с целью проверки результатов экспериментального обучения, его эффективности, был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в следующей задаче: - проследить динамику развития импрессивной речи детей с умер ...

Аксиологический подход к исследованию проблем становления и развития образовательного идеала
Идеал (греч. idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, идеал не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применит ...

Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания
Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении. Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru