В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-психологических и общеучебных проблем, сказывающихся на успешности усвоения ими курса математики на следующем этапе. Трудности с адаптацией возникают у учеников даже при переходе из начальной школы в среднюю в случае, когда они работают по одной дидактической системе. Тем более они вероятны, если вместе с условиями обучения меняется система обучения.
С проблемой преемственности наиболее остро мне пришлось столкнуться в 2007 году, когда я стала вести математику в двух пятых классах – 5 «А» и 5 «В». Дело в том, оба класса обучались в начальной школе по развивающей программе «Школы 2000…», учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон. К сожалению, по настоянию родителей 5 «В» класса, в средней школе пришлось перейти к учебнику под редакцией Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., в то время как ученики 5 «А» класса продолжили обучение по прежней развивающей программе.
Безусловно, основные задачи, методы и формы работы по традиционной и развивающей системами обучения значительно разнятся, что наглядно показано в сравнительной таблице
|
Традиционное обучение |
Развивающее обучение |
|
1. Основная задача | |
|
– добиться усвоения учащимися знаний, овладения общими и специальными умениями и навыками |
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации |
|
2. Ребенок | |
|
– условие реализации педагогических задач Позиция ребенка: ведомый: «Меня учат» |
– цель педагогической деятельности Позиция ребенка: субъект: «Я учусь» |
|
3. Отношение, общение участников процесса | |
|
Тип отношений: руководство и подчинение (исполнение) Деятельность – функционально-распределенная Общение: вертикальное Позиция учителя: «Я над вами»→ информатор Содержание коммуникации: обмен деловой информацией (знаниями о предмете) |
Тип отношений: сотрудничество, партнерство. Деятельность – совместно-распределенная Общение: горизонтальное, межличностное Позиция учителя: «Я с вами»→ консультант, организатор диалога Содержание коммуникации: обмен мыслями о предмете, поиск смысла деятельности, оценка результатов |
|
4. Доминирующие методы и формы | |
|
– объяснительно-иллюстративные, репродуктивные; – фронтальная форма познавательной деятельности; – индивидуальная форма познавательной деятельности |
– проблемные, поисковые, исследовательские методы самостоятельной работы; Действует технология: «Думаю сам, делюсь с товарищами, сообщаю классу, слушаю других, делаю вывод |
Новости образования:
Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э
ффективность применяемых методов работы с упр ...
Православное воспитание в России
Исследование православного воспитания в России позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывали определяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. По мысли схиархимандрита Иоанна, Церковь и государство на Руси ревностно заботились о духовном совершенствован ...
Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...