Определение, критерии и виды толерантности

Страница 3

Рассматривая толерантность как установку, необходимо понять основные психологические составляющие толерантности.

Эмпатия (от греч. etmpatheia - сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. (5, с. 39).

Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными признаками толерантного человека.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:

Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

Рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

Гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

Уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

Самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;

Вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

Перцепция – умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

Чувство юмора – ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.(2, с. 77-79).

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

Толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь – оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, общительность, дружелюбие.

Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу, злость.

По мнению С.К. Бондыревой, толерантность как отношение – это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». (8, с. 4-5).

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Обучение письму с фантазией и использованием элементов сказки
В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" ...

Подход к эстетическому воспитанию в советское время
Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикой как важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся. В то же время подчеркивалось, что приобщение к красоте должно быть не обособлено от других сторон формирования личности школьника, а тесно связа ...

Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
Можно ли определить творчес­кую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что от­ветить на такой вопрос одно­значно просто невозможно. Лю­бые суждения здесь будут отно­сительными. Поэтому предлага­емые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая инд ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru