Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.
Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». (12, с. 14).
Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Поэтому, как принято в таких случаях, целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление.
Многие авторы (С.К.Бондырева С.Д. Щеколдина и др.) к числу критериев межкультурной толерантности относят следующие:
Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
Гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
Реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;
Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами;
Доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами. (8, с. 77-78), (33, с. 30).
Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности.
Эта модель предполагает присущее толерантности принятие другого таким, какой он есть, не отказываясь от собственной точки зрения, но и не навязывая ее партнеру.
Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
Новости образования:
Общая характеристика использования НИТ в сфере образования
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накопле ...
Методологическая база педагогов с разными видами восприятия
Воспитательные методики педагогов предметного и ценностного восприятия мира тоже разительно отличаются: - первый «показывает» мир, второй «предъявляет» мир детям; - первый призывает детей к «запоминанию», второй - к «осмыслению»; - первый научает детей через инструкцию и контроль, второй - иницииру ...
Знакомство с Иконой Владимирской Божией Матери ручной работы
Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях рукодельница, прихожанка нашего храма, Лариса. Ивановна. Посмотрите, какую икону Владимирской Божией Матери она вышила бисером , используя прорись, с которой мы только что познакомились. Рассказ Ларисы Ивановны о том, как она работала над иконой. Вопросы детей ...