Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.
Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». (12, с. 14).
Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Поэтому, как принято в таких случаях, целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление.
Многие авторы (С.К.Бондырева С.Д. Щеколдина и др.) к числу критериев межкультурной толерантности относят следующие:
Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
Гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
Реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;
Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами;
Доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами. (8, с. 77-78), (33, с. 30).
Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности.
Эта модель предполагает присущее толерантности принятие другого таким, какой он есть, не отказываясь от собственной точки зрения, но и не навязывая ее партнеру.
Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
Новости образования:
Ламберт
Идеи Ламберта, развитые им в сочинении «теория параллельных линий» (1766г.), близко примыкают к соображениям Саккери. Он рассматривает четырехугольник с тремя прямыми углами. Относительно четвертого угла так же возникают три гипотезы: этот угол прямой, тупой или острый. Доказав эквивалентность пято ...
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры
Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обуче ...
Уровни сформированности культуры межнационального общения
Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низ ...