Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную часть содержания - школьной географии, и ее разработка - такое же важное дело, как и определение содержания системы географических знаний.
Задача систематизации приемов, однако, довольно сложна, В курсах физической географии формируется большое количество самых различных приемов учебной, деятельности, которые можно сгруппировать по разным признакам. Распространена классификация по источникам, знаний. Сюда относятся приемы чтения карт различного содержания, работа с учебником, наглядными пособиями, приемы наблюдений в природе и др. Выделение этой группы приемов позволяет сосредоточить внимание учителя на обучении способам работы с основными источниками, географических знаний. Выделяются также группы приемов, одинаковые для различных школьных предметов. Одна из них связана с характером познавательной деятельности школьников, другая - с планированием и организацией их работы[2;117].
Для развития познавательного интереса необходимо сопоставлять факты, обнаруживать противоречия, вызывать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, побуждающий к поиску истины, создавать на уроке проблемные ситуации, преподносить новую информацию так, чтобы вызывать эмоциональное восприятие темы. Новизну материала невозможно использовать как единственный и постоянный стимул развития познавательного интереса.
Обязательным при развитии познавательного интереса школьников является мотивация познавательной деятельности учащихся.
В ходе анализа учебников физической географии можно выделить приемы мотивации учебно-познавательной деятельности, заложенные в них. К таким приемам относятся:
- целевые установки, которые содержат задания, помеченные в начале разделов и крупных тем;
- постановка познавательных задач, вызывающих активное мышление школьников, эмоциональный подъем;
- привлечение внимания к необычным фактам; обращение к личности ученика в форме «Это вы уже знаете», «Это вам предстоит узнать в ходе изучения темы». Мотивации способствуют также сведения из истории науки, представленные в учебниках[7;152].
Использованные в учебнике приемы мотивации учебно-познавательной деятельности призваны содействовать развитию умения работать с книгой, анализировать текст учебника и его методический аппарат.
Руководство познавательной деятельностью школьников средствами учебников географии осуществляется разными путями: с помощью введения специальных инструкций, указаний, через систему разного рода заданий, через определенную направленность текстов учебника.
Разумеется, все эти факторы хорошо срабатывают в том случае, если их знает и учитывает в своей работе учитель.
Все эти факторы тесно связаны между собой и находят свое отражение в учебнике географии. Но представлены по-разному, какие-то отражены больше, какие-то меньше, так как никто из авторов не ставил задачей использование данных критериев при создании учебника.
Для географии,- как и для других, школьных предметов, существенна классификация по содержанию изучаемых знаний - ведущего компонента образования. В частности, необходимо учитывать содержание географических понятий, в особенности тех, которые изучают на протяжении нескольких лет обучения.
Поэтому рассмотрим критерий отбора приемов учебной работы, имеющих географическое содержание. Они разнообразны.
Прежде всего, нужно учитывать содержание общих географических понятий, составляющих теоретические основы системы физико-географического образования. Наиболее значимы так называемые «сквозные» понятия, к которым относятся, понятия «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс» (ПТК), «компонент природы». Они связаны между собой, представляя определенную систему. В географической науке географическую оболочку рассматривают как самый большой природный комплекс. Учащиеся изучают в VI-VII классах различные по составу и размерам природные комплексы от географической оболочки до комплексов своей местности - леса, речной долины, болота. В свою очередь, каждый ПТК состоит из частей - компонентов, имеющих свои особенности и факторы развития. Понятия о ПТК и их компонентах проходят через все курсы школьной физической географии[19].
Новости образования:
Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...
Проблемы формирования образовательной
среды
Историографический аспект проблемы формирования образовательной среды связывается с именами: ● К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о связи школы с жизнью, зависимости направления и содержания общественного развития от последующей деятельности воспитанников; ● Н.И. Пирогова, убеждённого, ч ...
Православное воспитание в России
Исследование православного воспитания в России позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывали определяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. По мысли схиархимандрита Иоанна, Церковь и государство на Руси ревностно заботились о духовном совершенствован ...