Роль образования в формировании толерантности

Страница 1

Актуализируется проблема условий, средств, механизмов формирования толерантного сознания.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной, сформированной.

Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России.

А ведь образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания.

Именно благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

В качестве главной задачи образования определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. (31, с. 3-4).

В формировании толерантного сознания фактор национальной культуры приобретает особое значение.

Соотношение образования и культуры можно рассматривать в аспекте поликультурного образования.

Г.В. Палаткина среди конкретных задач поликультурного образования выделяет следующие:

глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;

формирование представлений о многообразии культур в России и мире;

воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

воспитание уважения к истории и культуре других народов;

создание мультикультурное среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Мультикультурное образование предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур. (19, с. 41).

Принимая во внимание эту трактовку, мы полагаем, что межкультурная толерантность является результатом мультикультурного образования.

Для существования и развития любой локальной культуры и человеческой культуры в целом требуется наличие сложной среды, позволяющей строить систему оппозиций и обобщений. В этой сложной среде способом развития культуры является диалог.

Для бахтинской научной традиции характерно понимание диалогической пары «Я - Другой» как основы для непрерывного проживания процесса становления индивидуального сознания, культуры, языка, художественных форм и образов. (4, с. 36).

В этой связи подчеркнем, что феномены толерантности неразрывно связаны с идентичностью и самоидентификацией, ведь именно на оппозициях «мы-они», «свое-чужое», «я-ты» и обнаруживают себя толерантный и интолерантный типы отношений. (21, с. 6).

Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами.

Возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом.

Поэтому успех процесса формирования толерантного сознания, прежде всего связан с преодолением кризиса культурной идентичности. Идентификация понималась Э. Эриксоном как результат отождествления с определенными социальными группами, принятие на себя системы социальных ролей. (36, с. 366).

Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности так же обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

Е.О. Смирнова пишет: «Без отождествления ее с высшими духовными ценностями, которые запечатлены в памятниках культуры, невозможно добиться от индивида осознания ценности другой культуры». (31, с. 65-66).

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Обучение графической грамотности в России
В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в ...

Понятие об игре
Игра — наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву ...

Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru