Роль образования в формировании толерантности

Страница 3

создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;

формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие;

вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности учеников;

реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;

организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности;

обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств. (5, с. 103-105).

Авторы так же подчеркивают то, что толерантный человек должен обладать синергетическим мышлением, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека.

Синергетическая концепция определяет тенденцию к совместному, коллективному, нравственному воспитанию и обучению «мы-ориентацией» на основе взаимосвязи личной судьбы со множеством других судеб, сосуществования друг с другом, с природой, проявления уважения к себе и другим, к любым формам жизни в окружающей среде.

С позиции синергетики система образования представляется открытой, нелинейной, вариативной системой с множественными подходами и альтернативными путями развития, обеспечивающей удовлетворение потребности в деятельности ее участников. Принципы синергетики имеют много пересечений с принципами толерантности и включают:

взаимную активность участников взаимодействия;

открытость системы, постоянный обмен энергией, идеями, информацией с окружающей средой;

диалогичность, способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения;

свобода выбора – идея нелинейности развития подразумевает многовариантность, альтернативность, возможность выбора;

удовлетворенность деятельностью и общением участников взаимодействия. (5, с. 23-24).

Исследование М.Н. Губогло представлений школьников о толерантности позволило выявить, что именно семья в постсоветской России является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование этого качества и создается психологическая ситуация, обеспечивающая дальнейшее его развитие. Установлено, что атмосфера толерантности имеет исключительно важное значение для внутрисемейных отношений по той простой причине, что в условиях кризиса, когда общество переходит из одного состояния в другое, устойчивое состояние семьи становиться приоритетной ценностью для государства, если оно заинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальной безопасности, укреплении своего национального статуса. (13, с. 106-107).

Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. А так же процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).

Не можем не согласиться с О. А. Грива о том, что « проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей». (11, с. 251).

На основе изученного материала нами выделена модель среды, формирующей толерантное отношение, основными ее характеристиками являются:

Единство всех субъектов образовательного процесса и форм организаций их отношений, которые с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся;

Диалогичность. Это формирует способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения, человек овладевает культурой различий;

Субъект – субъектные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик», практика конструктивного взаимодействия и ориентация на процесс саморазвития;

Неоднородность социальной среды - демонстрация многообразия позиций, точек зрения, норм и правил поведения. Обеспечивает многовариантность, альтернативность и возможность выбора, самоопределения, развитие поведенческого репертуара.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Методика обучения диалогу младших школьников на уроках английского языка на начальном этапе
В данном пункте нам хотелось бы проанализировать две методики по формированию диалогических умений у младших школьников на уроках английского языка. Это методика по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Сначала рассмотрим алгоритм работы по формированию диалогических умений учащихся младше ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Сущность познавательного интереса школьников
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой – пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. В обучении мотивация выражается в принятии учеником ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru