Эмпирические методы

Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22].

Анкетирование – также один из наиболее распространенных методов изучения мотивации учения. Обычно применяют три типа анкет: во-первых, анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов учащихся; во-вторых, анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагают несколько готовых ответов, из которых учащиеся выбирают наиболее подходящий; в-третьих, анкеты-шкалы, в которых при ответе на вопросы учащиеся должны не просто выбирать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предлагаемых ответов. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных отличий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования [21].

Анкетирование – это средство первой ориентировки в мотивах учения, средство предварительной разведки. Чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов [23].

Таким образом, анкетирование – это наиболее часто применяемые методы изучения процессов обучения [22].

Этот метод использовался для выявления степени сформированности мотивации на изучение химии и для оценки влияния педагогических условий на формирование мотивации. Анкетирование проводилось по специально подготовленной анкете (см. Приложение 2). Анкетирование учащихся проводилось в 9-х классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы.

Беседа относится к традиционным методам педагогических исследований. В беседах выявляются намерения, позиции, оценки людей. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими методами получить невозможно.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками проникнуть во внутренний мир собеседника. Беседы – очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма используют специальные меры. К ним относятся:

обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных курсах и связях;

варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах [22].

Таким образом, планируя беседу, определяя ее цель, нужно построить ее так, чтобы возможно более полно использовать и непосредственные и опосредованные данные.

Беседа с учителем основывалась на заранее подготовленных вопросах (Приложение 1). Целью беседы являлось выяснение взгляда учителя на степень сформированности мотивации к изучению химии, выявить наиболее важные, с точки зрения учителя, педагогические факторы, обуславливающие успешное формирование мотивации.

Беседа проводилась с учителем химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы Махониной Верой Ивановной.

Новости образования:

Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей
Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой ...

Работа с учебниками физической географии
Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную част ...

Организационная структура учебного заведения
Таблица 2 – распределение учащихся по уровням квалификации и специальностям. Процентное распределение учащихся профессиональных училищ по специальностям и уровням квалификации мы видим в Таблице 2: В болгарской системе профессионального образования учащиеся еще до окончания обязательного образовани ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru