Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность

Страница 2

Как указано в концепции, «воспитание учащихся в духе демократии, свободы, гражданской инициативы и ответственности, требует предоставления им реальной возможности действовать, участвовать в управлении школой, реализовывать свои собственные проекты и участвовать в деятельности различных творческих и общественных объединений и организаций». Поэтому важное место в организации воспитательной работы в школе уделяется созданию условий для реализации собственной социально значимой деятельности, которая осуществляется в различных организационных форма и разнообразна по содержанию.

Это, прежде всего, деятельность Совета школьников, его Исполнительных советов (КИС, МИС, БИС), Парламента и конфликтной комиссии. Содержание деятельности этих объединений является не только организация досуга, но и работа в социуме: помощь детскому дому, забота о ветеранах, благоустройство территории школы.

Роль этих организаций не только и не столько в том, какие именно дела совершили дети, сколько в развитии их нравственных чувств, формировании социальной компетентности, приобретении жизненного опыта. (15, с.12). В концепции говорится, что подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детского сообщества.

Такие условия и создаются в детских общественных объединениях различной направленности. Эти объединения обеспечивают ребенку пространство свободы и самоопределения, прежде всего, в выборе конкретной деятельности, в выборе социальной роли, реализуемой в рамках общественного объединения и детско-взрослого сообщества в целом, в выборе отношений в детско-взрослом сообществе – их содержания, направленности, непосредственных участников, в выборе круга общения и группы для совместной деятельности.

Важной особенностью детских объединений является их «условность» – в том смысле, что это есть пространство проб для ребенка; но это пробы, в которых происходит саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не носящие обязательного внешне регламентированного характера и потому – обеспечивающие развитие ребенка.(15, с.12-13).

Кроме стабильно действующих общешкольных объединений и организаций различных форм и направленности – органы самоуправления (Школьный Совет), редакция газеты «Школьная пора», театральная студия, социальные, благотворительные организации, для ребят этого возраста проводятся различные массовые формы работы: летние туристические и оздоровительные лагеря, культурно-досуговая работа – конкурсы, праздники, фестивали, однодневные и многодневные походы. Это формирует мотивацию к включению в различные коллективы, а также социальную компетентность.

В деятельности ребенок не только усваивает нормы и правила поведения, в ней реализуется еще одно так называемое условие формирования толерантности – диалогичность. Включаясь в различные объединения, ребенок получает опыт взаимодействия. Помимо того, что взаимодействие – это духовный (глубокое понимание существующих проблем, высокий уровень культуры взаимодействия), смыслотворческий (процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентаций), рефлексивный (позволяет оценить собственный потенциал), самореализующий (утверждение личности, полноценная самопрезентация) диалог, взаимодействие – это, как правило, общение, в процессе которого передается разнообразная информация как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире.

Поэтому посредством общения формируется обобщенный образ другого человека, который и составляет основу толерантного отношения. Взаимодействие – это еще и совместная деятельность - «со-бытие» - условие, где для формирования толерантных отношений, поскольку предполагает связь индивидов.

Итак, наличие разнообразных «переговорных» площадок в пространстве школы, позволяет ребенку приобрести опыт общения и овладеть эффективными способами коммуникации с разными людьми.

Разновозрастный и многонациональный состав внутришкольных объединений, включение в различные коллективы в результате смены деятельностей – это и есть неоднородная социальная среда (еще одно условие формирования толерантности), где ребенок овладевает культурой различий.

Принцип социальной и культурной открытости – воспитание осуществляется с уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру, поддержкой образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.), расширение образовательных задач школы (вплоть до обретения школой статуса регионального и местного культурного центра). (15, с.9).

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...

Роль спортивного скалолазания в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья школьников
Приобщение к занятиям спортивного скалолазания начинается в основном с общеобразовательной школы. Для повышения эффективности ориентации и отбора детей и подростков в данный вид спорта существует широкая программа спортивно-массовых внутри школьных мероприятий, организуемых преподавателями физкульт ...

Детский дизайн, его особенности, типы и виды
Дизайн-деятельность дошкольников – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проек ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru