Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Изучение концепции воспитательной работы школы и выявление условий, формирующих толерантность

Страница 1

Непосредственным объектом исследования в нашей работе является образовательное пространство школы № 84. Проблема межкультурной толерантности актуальна для этой школы, поскольку в ней обучаются дети разных национальностей и культур. Эту уже существующую систему воспитания мы рассматривали как модель формирования толерантности. Изучив и проанализировав Концепцию воспитательной работы школы, мы выдели принципы и основы воспитания, соответствующие той системе условий формирования толерантности, которая была выделена нами на основе изученной литературы.

Характерными признаками образовательного пространства являются структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Как правило, в качестве системообразующего элемента воспитательных систем, выступает цель. Согласно концепции, целью воспитательной работы школы является «формирование человека культуры, человека, освоившего и осваивающего базовые культурные формы мышления, деятельности, социального взаимодействия и экологосообразной организации жизни, человека способного выстраивать свою личную перспективу, связывая ее с перспективой России». К основным компонентам культуры современного человека относят демократическую и правовую культуру, культуру толерантности и гражданственности. (15, с. 6).

Основные цели воспитательной системы связаны в первую очередь с созданием такой культурно-образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса школы (учитель, ученик, родитель, партнер) чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и другим людям, обретал опыт жизненного и созидательного успеха.

Теоретическими основаниями построения воспитательной системы являются:

Культурно-исторический подход, понимание сущности человека прежде всего как человека культуры, и образования - как овладения культурой, культурными формами мышления и деятельности, социального поведения и организации жизни.

Философия гуманизма – ценности человеческой свободы, инициативы, достоинства, ответственности и самореализации.

Психологические идеи деятельностного подхода, возрастного развития Л.С.Выготского – Д.Б.Эльконина – К.Н.Поливановой.

Педагогические идеи гуманистической педагогики творческого воспитания О.С.Газмана, В.П. Бедерхановой, С.И. Полякова.(15, с.8).

Концепция регламентирует принципы и основы воспитания, на основе этих идей и выстраивается практика воспитательной работы в школе.

Система воспитания в школе выстраивается на принципах демократии, гражданственности и гуманизма, формирующих у молодых людей способность к самоопределению, инициативность, мобильность, толерантность, самостоятельность и ответственность. (15, с. 7).

Воспитательная работа в школе основана на следующих базовых принципах, которые соответствуют принципам формирования толерантного сознания:

Принцип человечности (гуманизма) – признание права ребенка на самовыражение, проявление самобытности и творческих возможностей, утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение (минимизация) принуждения и насилия над его личностью.(15, с. 9). Построение воспитательной системы школы исходит из представления о том, что школьники являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. В совместной деятельности с ребенком взрослый сознательно пользуется методом незавершенного (открытого) педагогического действия, буквально «освобождающего» и демонстрирующего места детской инициативы и возможных форм ее проявления. Общее признание прав и возможностей детской инициативы, поддержание отношений признания, уважения и диалога делает возможными партнерские субъект – субъектные отношения. Но это не «равенство», потому что оно в действительности невозможно в силу существенной разницы в жизненном опыте и социальной ответственности детей и взрослых.

Принцип экологичности (природособразности) – воспитание должно поддерживать учебную, социальную и жизненную активность школьников, учитывать особенности их возрастного, социального и культурного развития, опираться на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного развития ребенка.(15, с. 9).

Мы в качестве главного условия формирования толерантности выделили деятельность, потому как посредством деятельности у человека формируется отношение к окружающей действительности. Ведущей для подростка является деятельность проб. Образовательное пространство школы №84 адекватно возрастным образовательным задачам подросткового возраста, поскольку она предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве. Вторая ступень школы (5-8 классы) так и называется школой ориентации и проб и предполагает образовательно-развивающую, творческую деятельность в различных объединениях: мастерских, студиях, клубах, кружках.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных компонентов в общении
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Опыт организации образовательной среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 расположен внутри жилого комплекса и находится в благоприятном социально – культурном окружении. В квартале расположены: средняя общеобразовательная школа №1116, имеются социальные учреждения (магазины, аптека). Основным предметом деятельности ДОУ являет ...

Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru