Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Страница 2

Авторы программ, пособий, предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического образование дошкольников: воспитание начал экологической культуры (С.Н. Николаева), формирования определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е.Орлихина), формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания (Г. Филиппова).

"Система педагогического процесса в дошкольном учреждении в контексте положения О.М. Газмана о различии процессов воспитания и обучения утверждает, что обучение «имеет дело» преимущественно с искусственными – знаковыми, символическими, модельными объектами и системами, а воспитание опирается на реальные события окружающей действительности, способные вызвать эмоциональные переживания и воспитывать ценностные ориентиры у детей [17, с.27].

Образование в этом случае является системой, состоящей из двух подсистем – обучения и воспитания, результатом которых выступает развитие личностных качеств ребенка, причем, следует сказать, что, в связи с психологическими особенностями возраста, в дошкольном детстве преобладает воспитание. Обучение идет следом и рядом с воспитанием.

Рассматривая экологическое образование как структурный элемент системы важно определить, что экологическое воспитание осуществляется в реальных условиях природы и социума, а обучение присутствует там, где используются знаковые средства (знаки, речь, схемы, модели, системы). В отличие от школы, где дети большей частью проводят время в классах, в детском саду традиционно используются прогулки, целевые прогулки, экскурсии как формы, позволяющие детям непосредственно наблюдать природные и социокультурные явления. Эти формы являются основополагающими в экологическом воспитании дошкольников, а занятия, проводимые в групповых помещениях в большей степени осуществляются благодаря знаковым, модельным средствам, можно считать ведущими в обучении. Они являются пропедевтической формой школьных уроков. Совокупность и сочетание всех форм составляют систему форм экологического образования" [31, с.29].

Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

- экологические знания;

- экологическое мышление;

- экологически оправданное поведение;

- чувство любви к природе.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям [36, с. 13].

В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, ‒ он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро [25, с. 242].

Экологическое образование детей средней группы предполагает:

- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие).

- Формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие).

- Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

- Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

Технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком.

Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы – тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение [2, с. 53].

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы [28, с. 13].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, ...

Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи
Выявление психолого-педагогического потенциала ситуации успеха предполагает анализ категории "успех". В психологии успех определяется как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата [55, 18]. В педагог ...

Виды чтения
Важным моментом в процессе обучения выступает расширение обучаемым имеющихся знаний при помощи чтения. Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации. Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, ч ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru