Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Страница 2

Авторы программ, пособий, предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического образование дошкольников: воспитание начал экологической культуры (С.Н. Николаева), формирования определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е.Орлихина), формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания (Г. Филиппова).

"Система педагогического процесса в дошкольном учреждении в контексте положения О.М. Газмана о различии процессов воспитания и обучения утверждает, что обучение «имеет дело» преимущественно с искусственными – знаковыми, символическими, модельными объектами и системами, а воспитание опирается на реальные события окружающей действительности, способные вызвать эмоциональные переживания и воспитывать ценностные ориентиры у детей [17, с.27].

Образование в этом случае является системой, состоящей из двух подсистем – обучения и воспитания, результатом которых выступает развитие личностных качеств ребенка, причем, следует сказать, что, в связи с психологическими особенностями возраста, в дошкольном детстве преобладает воспитание. Обучение идет следом и рядом с воспитанием.

Рассматривая экологическое образование как структурный элемент системы важно определить, что экологическое воспитание осуществляется в реальных условиях природы и социума, а обучение присутствует там, где используются знаковые средства (знаки, речь, схемы, модели, системы). В отличие от школы, где дети большей частью проводят время в классах, в детском саду традиционно используются прогулки, целевые прогулки, экскурсии как формы, позволяющие детям непосредственно наблюдать природные и социокультурные явления. Эти формы являются основополагающими в экологическом воспитании дошкольников, а занятия, проводимые в групповых помещениях в большей степени осуществляются благодаря знаковым, модельным средствам, можно считать ведущими в обучении. Они являются пропедевтической формой школьных уроков. Совокупность и сочетание всех форм составляют систему форм экологического образования" [31, с.29].

Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

- экологические знания;

- экологическое мышление;

- экологически оправданное поведение;

- чувство любви к природе.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям [36, с. 13].

В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, ‒ он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро [25, с. 242].

Экологическое образование детей средней группы предполагает:

- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие).

- Формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие).

- Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

- Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

Технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком.

Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы – тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение [2, с. 53].

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы [28, с. 13].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Обучение письму с фантазией и использованием элементов сказки
В течение многих лет учителя начальных классов пытались найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания "палочек и крючков" и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. "Букварь" ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках л ...

Обучающая роль математических задач
Обучающую роль математические задачи выполняют при формировании у учащихся си­стем л знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли. 1) Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математичес ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru