Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Страница 3

Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.

Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – общество – природа».

Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно, и экологической культуры личности [28, с. 6].

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Экологическое образование дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Успех реализации всех программ такого рода зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Задачи оздоровительной направленности:

- охранять и укреплять здоровье детей;

- учить их правильно взаимодействовать с природой;

-формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развитие личности;

-учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды;

2. Задачи образовательной направленности:

-формировать элементарные экологические знание и представления, а так же начала, азы экологического мировоззрение;

-уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

-формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;

-развивать воображения,

-учить принимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса;

-познакомить с Красной книгой;

3. Задачи воспитательной направленности:

-формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

-формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общение с ними;

-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;

-развивать интерес к родному краю, формировать представление об экологических проблемах поселка;

-формировать умение создавать и поддерживать необходимые условие для роста растении и жизни животных в неволе;

-развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным;

-воспитывать уважение к труду сельских жителей;

-формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля.

4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

-формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями;

-учить ухаживать за объектами Уголка природы;

-учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы;

5. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участие в продуктивных видах деятельности;

-развивать интерес и любовь к родному краю и умению отражать это в рисунке, лепке, аппликации;

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

-учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;[53, с.21].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Многолетний процесс построения спортивной тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс. Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Различаю ...

Причины детских капризов
Самый первый, а потому самый трудный «пик капризов» приходится на возраст 2 – 5 лет. Конечно, все семьи с той или иной долей успешности, набив кучу шишек и попортив нервы, с проблемой капризов в конечном итоге справляются. Но правильно ли ведут себя родители в этот период? И как можно выйти из него ...

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных компонентов в общении
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru