Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.
Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – общество – природа».
Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно, и экологической культуры личности [28, с. 6].
Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Экологическое образование дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Успех реализации всех программ такого рода зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.
Задачи педагогов сводятся к следующему:
1. Задачи оздоровительной направленности:
- охранять и укреплять здоровье детей;
- учить их правильно взаимодействовать с природой;
-формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развитие личности;
-учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды;
2. Задачи образовательной направленности:
-формировать элементарные экологические знание и представления, а так же начала, азы экологического мировоззрение;
-уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
-формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;
-развивать воображения,
-учить принимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса;
-познакомить с Красной книгой;
3. Задачи воспитательной направленности:
-формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
-формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общение с ними;
-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;
-развивать интерес к родному краю, формировать представление об экологических проблемах поселка;
-формировать умение создавать и поддерживать необходимые условие для роста растении и жизни животных в неволе;
-развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным;
-воспитывать уважение к труду сельских жителей;
-формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля.
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
-формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями;
-учить ухаживать за объектами Уголка природы;
-учить заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы;
5. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участие в продуктивных видах деятельности;
-развивать интерес и любовь к родному краю и умению отражать это в рисунке, лепке, аппликации;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
-учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;[53, с.21].
Новости образования:
Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ
«Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую ...
Характеристика детей
Изучение анамнестических данных показало, что практически у всех детей ЭГ наблюдались факторы риска, которые могли бы привести к нарушению речевого развития. В анамнезе детей логопедического детского сада в 13-ти случаях были выявлены такие неблагоприятные факторы пренатального периода, как: токсик ...
Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность — результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности
, в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что человек оказывается в полож ...