Проблема анализа фестиваля состояла в том, что мы не знали, что выбрать за основание анализа. Поскольку педагогическая ситуация в модели воспитательного процесса конкретизирует схему трансляции культуры, а деятельность выделяем как главное условие формирования толерантности, в своем исследовании мы рассматривали фестиваль как обучающую ситуацию (кейс) и как деятельность.
День творчества «Фестиваль народов Красноярского края», проходил 11 декабря в общеобразовательной школе №84 в рамках проекта «Образовательные праздники в решении проблемы толерантности».
Участники фестиваля: все субъекты образовательного процесса: учащиеся 1 – 8 классов, их родители, педагоги школы №84.
Каждому классу-участнику фестиваля было дано задание представить определенную народность (оформление класса; демонстрация традиций, обрядов, особенностей культуры; творческий конкурс; обряд гостеприимства).
Итак, фестиваль мы рассматриваем как конкретную ситуацию, событие, случай школьной жизни. Для анализа фестиваля как кейса целесообразно выделить проблему, которую он в себе содержит.
Основная проблема, которую затрагивает фестиваль – это проблема межкультурной толерантности, актуальна не только для России, Красноярского края в целом, но и для школы, в которой проходил праздник, поскольку она по своему составу многонациональна. В этом заключается и актуальность ситуации.
Второстепенные проблемы:
Недостаток информации о традициях и культуре народа, которого должны представлять;
Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки;
Проблема принятия, «примерки на себя» чужой национальности из за негативного отношения к ней;
Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель;
Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми.
Новизна и реальность ситуации состоит в том, что подобные мероприятия в школе не проводились, по массовости фестиваль напоминает ежегодные школьные праздники и мероприятия (первое сентября, новый год и др.), но по содержанию очень от них отличается: активность каждого участника, приобретение полезных знаний, эффективных способов взаимодействия.
Целью данного мероприятия было повышение роли национальных культур народов края, сплочение всех субъектов образовательного процесса, формирование толерантного отношения к людям разных культур.
Задачи, которые ставятся в ситуации:
Самостоятельный поиск информации
Погружение в имитированное событие
Анализ предложенных способов решения существующих проблем, оценка разрешенной ситуации.
Поскольку цель фестиваля формирование толерантного отношения к различным культурам, создание эмоционально положительного образа представителя другой культуры, объединение всех субъектов образовательного процесса, задачей организаторов было воссоздать то мультикультурное пространство, которое характерно и для школы и для региона в целом.
Описание предпринятых действий по решению проблем, которые описывает ситуация:
Только объединение всех субъектов образовательного процесса может решить проблему межкультурной нетерпимости;
Только изучение особенностей своей и чужой культур помогает лучше понять и принять различия, существующих между людьми.
Только толерантное отношение и доброжелательность способствую достижению взаимопонимания между представителями разных народностей.
Фестиваль представлен как:
Ситуация-иллюстрация. Фестиваль - пример взаимодействия разных культур, возрастов (разновозрастный состав участников), статусов (учитель-ученик, старшеклассник-младший школьник).
В целом фестиваль отобразил мультикультурное пространство (многонациональность нашего региона), в котором мы живем, и как оптимальный вариант («решение в готовом виде» описанной ситуации) существования этого пространства, показал возможность и право на самостоятельное существование и взаимодействие с другими культурами каждой народности.
Ситуация-оценка. Поскольку мероприятие было ориентировано на формирование толерантного отношения детей, родителей, учителей к различным национальным культурам, к представителям этих культур, достигалось это за счет знакомства детей с народностями (их обычаями и обрядами), которые проживают в нашем крае. А так же был хорошо представлен обряд гостеприимства, который формирует эмоционально положительный образ представителя той или иной культуры.
Новости образования:
Психолого-педагогические особенности взаимодействия
с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает отношение к объектам растительного и жив ...
Использование НИТ в организации ученического самоуправления
Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе. В концепции воспитательной школы определена модель ...
Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление»
и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...