Анализ «Фестиваля Народов Красноярского края»

Страница 4

Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля:

Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях;

Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;

Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий;

Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах.

Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.

Итак, анализ фестиваля показал, что в ходе мероприятия подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, знания о культурах, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать, что позволяет судить о формировании компетентности

В результате диалогического взаимодействия педагога и учащегося происходит перестройка в процессе мышления учащихся: переход от типичной для традиционного обучения схемы: «услышал – запомнил - пересказал» к схеме: «познал путем поиска вместе с учителем и одноклассниками – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».

На фестивале происходит формирование определенного стиля деятельности, в котором преобладают позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни), закладывается гуманистический характер межличностных отношений (не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися).

Праздник приобретает черты гуманистической воспитательной системы, становится субъектным пространством саморазвития. Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения, когда достижения человеческой культуры – ценности, знания, опыт, человеческие достоинства – учащийся начинает воспринимать как средства утверждения в глазах других людей и тем самым как способ реализации своей потребности в личностной презентации, представлении своих личностных свойств и ценностей.

Для подтверждения гипотезы о том, что фестиваль действительно формирует толерантность, нами была запущена анкета (см. Приложение № 1). Всего было исследовано 40 учеников школы № 84, среди которых 15 шестиклассников и 25 восьмиклассников.

Анкета состоит из шести вопросов, из которых три на определение отношения подростков к людям других национальностей, один на определение образа представителя другой национальности. И два последних вопроса посвящены самому фестивалю, отношению детей к празднику.

На вопрос анкеты «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» (см. Приложения № 2 - 3) почти половина 47,5% опрошенных выбрали вариант «затрудняюсь с ответом», 30% ответили «нет», а 22,5% - «да». Среди национальностей, которые вызывают негативное отношение, подростками были выделены: китайцы - 10%, «чурки» - 7,5%, русские – 5% и 2,5% - киргизы, чеченцы, цыгане.

При общении с человеком другой национальности 52,5% опрошенных испытывают позитивное отношение: интерес (17,5%), уважение (7,5%) и для 27,5% подростков (в основном восьмиклассники – 22,5%) национальность вообще не имеет значения в общении. Число опрошенных, которые «ничего особенного» не испытывают при общении с человеком другой национальности (нейтральная позиция), составило 25%. Негативного отношения как такового (раздражение и избегание общения) не выявлено, но 20% подростков испытывают недоверие по отношению к другим национальностям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э ффективность применяемых методов работы с упр ...

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития
С каждым годом растёт число детей так называемой группы риска. Л.В.Кузнецова в 2001 году приводит следующие данные: в настоящее время не менее чем у 25% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, отмечается повышенная нервность, 42% имеют те или иные психосоматические проблемы [35, с.120 ...

Слово и образ в процессе воображения
Структурными единицами процесса воображения и речи является слово и образ. На основе работ Л.С. Выготского, Рибо, Е.А Лустина выдвигает свои гипотезы и разработки о слове и образе в процессе воображения. Само воображение как единый преобразовательный процесс в зависимости от условий и цели фантазир ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru