Анализ «Фестиваля Народов Красноярского края»

Страница 4

Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля:

Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях;

Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;

Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;

Создание ситуаций успеха, поддержание уверенности у учащихся в правильности своих действий;

Предъявление с помощью наглядных средств обучения информации о других культурах.

Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.

Итак, анализ фестиваля показал, что в ходе мероприятия подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, знания о культурах, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать, что позволяет судить о формировании компетентности

В результате диалогического взаимодействия педагога и учащегося происходит перестройка в процессе мышления учащихся: переход от типичной для традиционного обучения схемы: «услышал – запомнил - пересказал» к схеме: «познал путем поиска вместе с учителем и одноклассниками – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».

На фестивале происходит формирование определенного стиля деятельности, в котором преобладают позитивные ценности, мажорный тон, динамизм, чередование различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни), закладывается гуманистический характер межличностных отношений (не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися).

Праздник приобретает черты гуманистической воспитательной системы, становится субъектным пространством саморазвития. Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения, когда достижения человеческой культуры – ценности, знания, опыт, человеческие достоинства – учащийся начинает воспринимать как средства утверждения в глазах других людей и тем самым как способ реализации своей потребности в личностной презентации, представлении своих личностных свойств и ценностей.

Для подтверждения гипотезы о том, что фестиваль действительно формирует толерантность, нами была запущена анкета (см. Приложение № 1). Всего было исследовано 40 учеников школы № 84, среди которых 15 шестиклассников и 25 восьмиклассников.

Анкета состоит из шести вопросов, из которых три на определение отношения подростков к людям других национальностей, один на определение образа представителя другой национальности. И два последних вопроса посвящены самому фестивалю, отношению детей к празднику.

На вопрос анкеты «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» (см. Приложения № 2 - 3) почти половина 47,5% опрошенных выбрали вариант «затрудняюсь с ответом», 30% ответили «нет», а 22,5% - «да». Среди национальностей, которые вызывают негативное отношение, подростками были выделены: китайцы - 10%, «чурки» - 7,5%, русские – 5% и 2,5% - киргизы, чеченцы, цыгане.

При общении с человеком другой национальности 52,5% опрошенных испытывают позитивное отношение: интерес (17,5%), уважение (7,5%) и для 27,5% подростков (в основном восьмиклассники – 22,5%) национальность вообще не имеет значения в общении. Число опрошенных, которые «ничего особенного» не испытывают при общении с человеком другой национальности (нейтральная позиция), составило 25%. Негативного отношения как такового (раздражение и избегание общения) не выявлено, но 20% подростков испытывают недоверие по отношению к другим национальностям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...

Общая характеристика Болгарии
Респу́блика Болга́рия (болг. Република България), Болга́рия — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади. С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией на западе и с Румынией ...

Главное на сайте

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru